СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ (с воскресенья до пятницы)
ДНИ НЕДЕЛИ |
СОБЫТИЯ |
ВОСКРЕСЕНЬЕ:День шествия |
- Триумфальный въезд в Иерусалим |
ПОНЕДЕЛЬНИКДень власти |
- Проклятие смоковницы- Второе очищение храма |
ВТОРНИКДень конфликта |
- Смоковница засохла- Вызов власти Иисуса- Три притчи предупреждения- Три "провокационных" вопроса- Иисус бросает вызов правителям- Другие споры Иисуса- Пророческие споры- Иуда принял решение предать Иисуса |
СРЕДАДень отдыха |
- Ни одно из событий, происшедших в этот день, не описано в Евангелиях.- Вероятно, Иисус и ученики проводили время в тишине и назиданиях.- Враги, вероятно, замышляли расправу над Иисусом. |
ЧЕТВЕРГДень подготовки |
- Пасхальная вечеря- Омовение ног- Вечеря Господня- Прощальные беседы и новая заповедь- Молитва за учеников и верующих |
ПЯТНИЦАДень страданийС полуночи до 2 часов ночи |
- Гефсимания- Молитва- Предательство- Арест |
с 3 до 5 часов утра |
- Суд перед иудейскими властями (религиозный)1. Анна (бывший первосвященник)2. Каиафа (правящий первосвященник)- Отречение Петра3. Синедрион- Самоубийство Иуды |
с 6 до 9 часов утра |
- Суд перед римскими властями (гражданский)1. Пилат2. Ирод3. Пилат(насмешки воинов) |
с 9 часов утра до 3 часов дня |
- Распятие- Смерть |
Перед закатом |
- Погребение |
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Наступило время Пасхи. Иерусалим и его окрестности заполнили паломники. В Иерусалиме на Пасху собиралось более 2,5 миллионов человек. На этот важнейший праздник иудеи приходили не только из Палестины, но и из всех уголков тогдашнего мира. Подойдя к городу, Иисус послал учеников в деревню привести ослицу и молодого осла. Матфей называет деревню Виффагией, а Марк упоминает и Виффагию, и Вифанию (Мк. 11:1). Несомненно, это была деревня Вифания.
Когда Иисус приблизился к городу, Он заплакал и произнес пророчество о предстоящих бедствиях, которые должны были постичь жителей Иерусалима. Именно это пророчество исполнилось в 70 г. по Р.Х., когда Иерусалим был полностью разрушен римскими войсками.
Итак, Иисус въехал в Иерусалим на молодом осле, на котором никто никогда не ездил. Это делало животное особенно подходящим для священнодействия. Христа сопровождала радостная толпа, восклицавшая: "...осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!" (Мф. 21:9). Это пришлось не по душе начальникам иудейским. Иисус побывал в храме и "...как время уже было позднее..." вернулся в Вифанию (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19).
ПОНЕДЕЛЬНИК
Иисус рано утром отправился из Вифании в Иерусалим. По пути, почувствовав голод, Он подошел к смоковнице подкрепиться ее плодами. Но, не найдя на дереве плодов, Он проклял ее, и она засохла. Ученики удивились силе Христа. Иисус указал ученикам на силу истинной веры (Мф. 21:18-22; Мк. 11:12-14; Мк. 11:20-26).
Иисусу было тяжело видеть, что страсть иудейского народа к наживе опять превратила храм Божий в торжище. Храмовые дворы опять были переполнены волами и овцами, продавцами голубей и ростовщиками. На этот раз никто не смел помешать Иисусу, и Он очистил храм от торговцев (Мф. 21:12-17; Мк. 11:15-19).
Иисус продемонстрировал Свою власть проклятием смоковницы (Мф. 21:18-19) и вторым очищением храма (Мф. 21:12-17). Мы уже отмечали, что Иисусу было важно показать Свою власть в начале общественного служения. Первое очищение храма стало одним из таких доказательств. Теперь, при завершении Своего служения, Он опять демонстрирует такую же власть.
После очищения храма Иисус учил народ, и тогда первосвященники и старейшины спросили Иисуса о Его силе и власти. Христос в ответ задал им вопрос об Иоанне Крестителе, на который они не стали отвечать. Тогда Он сказал им: "...и Я вам не скажу, какою властью это делаю" (Мф. 21:27). (Мф. 21:23-27)
ВТОРНИК
Учением Иисуса Христа заинтересовались и эллины (греки). Они подошли к Филиппу и выразили свое желание увидеть Иисуса. Появление этих чужестранцев показало, что настал час прославления Сына Человеческого в народах, и Христос воскликнул: "Отче, прославь имя Твое". И в ответ на это раздался голос с неба: "...и прославил и еще прославлю" (Ин. 12:28). Голос этот не всем был слышен. Иисус продолжал учить народ о том, что Он есть истинный свет жизни для каждого человека и что всякий, отвергающий Его, отвергает Отца Небесного (Ин. 12:20-50).
В подтверждение этого Он рассказал несколько притч-предупреждений: о двух сыновьях (Мф. 21:28-32), о злых виноградарях (Мф. 21:33-46), о брачном пире царского сына (Мф. 22:1-14).
Провокационный вопрос фарисеев
Как вы думаете, кто при каждом удобном случае бросал Иисусу вызов? Чего недоставало этим религиозным авторитетам?
Фарисеи и иродиане (непримиримо враждующие партии) задумали поймать Иисуса на слове. Они лицемерно приступили к Нему с вопросом, требуя ответа "да" или "нет". Оба эти ответа были им на руку. Если бы Он ответил "да", они могли бы сказать народу, что Он признает ненавистное иго язычников, а поэтому не может быть Мессией; если бы Он ответил "нет", они могли бы обвинить Его в посягательстве на власть Рима и предать в руки Пилата как возмущавшего народ. Но ответ Иисуса Христа: "...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" - разбил их коварные планы, и они были посрамлены в своем невежестве (Мф. 22:15-22; Мк. 12:13-17; Лк. 20:21-26).
Посрамление саддукеев
До этого времени только фарисеи преследовали Иисуса провокационными вопросами, саддукеи же, религиозная аристократия, считали унизительным для себя задавать вопросы галилеянину. Но когда они услышали, как иродиане были посрамлены Его ответом, они, надеясь на свои знания, решили надсмеяться над учением Христа о воскресении мертвых.
Саддукеи не верили в жизнь после смерти и смеялись над наставлениями раввинов о воскресении мертвых. По мнению раввинов, воскресение будет восстановлением людей не только в их прежнем возрасте, но и с их вкусами и страстями. Относительно замужества в воскресении они учили, что жена, бывшая в замужестве за двумя мужьями в этом мире, в мире будущем будет отдана первому мужу. Саддукеи ничего этого не признавали, но все же подошли к Иисусу с вопросом: "...итак, в воскресении которого из семи будет она женою?..." (Мф. 22:28).
Иисус Христос ясно ответил на заданный вопрос и постыдил их, что они не знают Писания. В Своем ответе Христос напомнил спрашивающим слова Божии, сказанные Моисею: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова..." (Мф. 22:32). Логический вывод из этих стихов следующий: Бог не может быть Богом мертвых, но только Богом живых. Следовательно, перечисленные мужи веры живы, а значит, жизнь после смерти реальна. Саддукеи не могли возразить Иисусу и должны были со стыдом оставить Его.
Пророческие притчи Иисуса
Они были рассказаны в ответ на замечание учеников о прекрасных храмовых постройках. Когда Иисус предсказал разрушение храма, ученики задали три вопроса (Мф. 24:3): 1) Когда это будет? 2) Каковы знамения пришествия? 3) Каковы знамения конца века? Слова, сказанные на горе Елеонской, трудны для понимания. Основные положения беседы Иисуса с учениками связаны с Его вторым пришествием. Вначале Иисус говорил о ложных слухах и истинных знамениях (Мф. 24:4-31). Стихи 4-22, вероятно, предсказывают разрушение Иерусалима в 70 году и являются ответом Иисуса на первый вопрос учеников. Одновременно в этих стихах даются примеры знамений времени второго пришествия Иисуса. Стихи 23-31 описывают их более ясно. Затем Иисус дает практические наставления и предупреждения, в основном с помощью притч, подчеркивающих неизбежность Его возвращения и необходимость быть всегда готовым к встрече с Ним. Он рассказал Своим ученикам притчи о смоковнице, о десяти девах, о талантах, о последнем суде (Мф. 24:32 - 25:46). По мере изучения слов Иисуса записывайте для себя наиболее важные, сохраняющие актуальность в сегодняшней христианской жизни.
СРЕДА
В Евангелиях ничего не записано о событиях этого дня. Иисус и Его ученики, вероятно, провели день отдыхая и беседуя.
ЧЕТВЕРГ
Утром в четверг, 13-го Нисана (апреля), ученики спросили Иисуса, где бы Он желал есть пасху. В ответ на их вопрос Иисус Христос поручил Петру и Иоанну пойти в Иерусалим . При этом Он указал им признак, по которому они найдут человека, в доме которого и приготовят пасху. Так это и случилось. По преданию, хозяином дома был Иосиф Аримафейский. В тот же день Иисус пришел в Иерусалим с остальными учениками и вкушал Вечерю в этом доме.
На Востоке существовал обычай омовения ног. Но мыть ноги другим было делом рабов. В данном же эпизоде Иисус омыл ноги Своим ученикам. Все молчали, молчал и Иуда Искариот, и только Петр пытался возражать. На это Иисус ответил, что не все они чисты.
После омовения ног все возлегли вечерять. Обычай есть пасху стоя был уже давно оставлен. С правой стороны Христа возлежал Иоанн, с левой - Иуда Искариот. Во время этой Вечери Иисус Христос открыто сказал, что один из них предаст Его. Это заявление потрясло учеников, и все они начали спрашивать: "...не я ли, Господи?" Ответ, данный Иуде Искариоту, не был понят учениками, вот почему Иоанн просил Иисуса сказать ему лично, кто из них предатель. После того как Иуда Искариот принял хлеб, сатана вошел в него, и, оставив Вечерю, Иуда удалился, чтобы осуществить свой предательский план.
Новая заповедь (Ин. 13:31-35)
Новое в этой заповеди было то, что она призывала к особой взаимной любви последователей Христа друг к другу. В основе этой взаимной любви лежала жертвенная любовь Иисуса к Своим ученикам: "...как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга". Действенная любовь друг к другу даст им возможность выжить в окружающем враждебном мире. Как Иисус воплотил в Себе любовь Отца, так каждый из Его учеников должен был стать воплощением Христовой любви к людям. Любовь станет их свидетельством миру и всякому верующему.
Христос возлюбил всех нас еще тогда, когда мы были грешниками. На кресте Иисус открывает Свою любовь ко всем грешникам, включая Своих явных врагов: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Своей смертью и воскресением из мертвых Он сделал выполнимой эту заповедь для Своих учеников. Новая заповедь благодаря новому союзу (завету) Иисуса с Его учениками становится нормой христианской жизни. Какое слово Христос чаще всего употреблял в последние дни Своей земной жизни? Конечно, любовь! Трижды Христос испытывал Петра этим словом (Ин. 21:15-17). Оно является стержнем новой заповеди.
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). Далее Господь подчеркивает силу и влияние такой взаимной любви, говоря: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Фундаментом истинного христианства является любовь, его движущей силой также является любовь. Где нет любви - там нет истинного христианства! Любим ли мы друг друга "...делом и истиною" (1 Ин. 3:18)?
Предсказание об отречении Петра (Мф. 26:31-35; Мк. 14:27-31; Лк. 22:31-34; Ин. 13:36-38)
Иуда предал Иисуса, и его имя стало синонимом позора, а Петр, хотя и отрекся от Него в трудную минуту, остается преданным человеком. Разница между ними в том, что предательство Иуды было преднамеренным и умышленным, оно исполнено с жестокой холодностью. Несомненно, оно было следствием тщательно продуманного плана, и потому Иуду нельзя было остановить самыми явными призывами одуматься. Об отречении же Петра можно сказать, что никогда не было ничего менее преднамеренного, чем оно. Он не собирался предавать, но поддался страху в момент слабости воли, хотя в сердце его все время жила любовь к Иисусу. Существует огромная разница между грехом, который холодно и умышленно рассчитан, и грехом, который совершается непреднамеренно.
Иисус знал Петра не только в момент предательства, но и каким он мог быть. Он знал, что, хотя Петр сейчас покинет Его, в будущем он пойдет путем мученичества за Него. Христос тем и велик, что Он мог разглядеть героя в трусливом человеке, потому что видел человека не только в настоящий момент, но и в будущем, видел его таким, каким он может стать в Его руках. Он обладал любовью, которая видит, каким человек может стать, и силой, которая помогает ему достичь этого.
ЧЕТВЕРГ (продолжение)
"Утешительная" речь Иисуса (Ин. 14:1-31)
"Утешительная" речь Иисуса, обращенная к ученикам, содержит в себе как наставления, так и обещания. "Да не смущается сердце ваше..." - проникновенно говорит Он. Сердце - символический центр, сущность человеческой личности. И каждый верующий ответствен за состояние своего сердца (Прит. 3:1,3,5; 4:23; 20:9). Твердо уповая на Бога Отца и на Сына Его Иисуса Христа, верующие смогут преодолевать гнетущую печаль и малодушие, они смогут устоять в грядущих испытаниях. Слова Иисуса "веруйте в Бога и в Меня веруйте" звучат как торжественная заповедь. Смерть не должна страшить Его учеников - ведь Иисус идет приготовить им место в доме Своего Отца.
Виноградная Лоза и ветви (Ин. 15:1-27)
Здесь Иисус говорит ученикам о необходимости поддерживать правильные взаимоотношения с Ним (Ин. 15:1-10), друг с другом (Ин. 15:11-17) и с миром (Ин. 15:18-Ин. 16:4). Иначе говоря: пребывать в Нем, любить друг друга и свидетельствовать миру.
"Я есмь истинная виноградная Лоза...". Это последнее из семи торжественных "Я есмь". Избранной Богом виноградной лозой, которую Он любил и о которой постоянно заботился (Пс. 79:9; Ис. 5:1-7; Иер. 6:9; Иез. 15; Иез. 17:5-10; Иез. 19:10-14; Ос. 10:1; Ос. 14:8), был Израиль. Бог ожидал доброго плода от этой лозы, однако лоза выродилась и стала производить негодные плоды. А потому "истинной виноградной Лозой" стал Иисус Христос, исполнивший то, что Бог предназначил исполнить Израилю. Отец Небесный - это Виноградарь, насадивший и охраняющий истинную Лозу.
Предсказание о преследовании и о Духе Святом (Ин. 16)
Почему Иисус столько говорил ученикам о ненависти к ним мира и об ожидающих их преследованиях?
Предвидя недоумение учеников, Господь ответил на вопрос, не высказанный ими: чтобы они не соблазнились, ибо осведомленность о грядущих испытаниях поможет удержаться на пути, угодном Богу. Ученикам грозили изгнание из привычной для них среды и мученическая смерть. Но они будут вспоминать, что и Христос подвергался издевательствам и страданиям и что Своим апостолам Он предсказал ту же судьбу. И это поможет им выстоять - остаться верными.
Ходатайственная молитва (Ин. 17)
После омовения ног учеников (Ин. 13:1-30) и наставления, данного им наедине, Иисус совершил молитву. Ее называют "первосвященнической молитвой", или "Господней молитвой". Наставление ученикам Иисус заканчивает победным возгласом: "...Я победил мир" (Ин. 16:33). Во время всего Своего земного служения Иисус исполнял волю Отца. Теперь же, перед возвращением к Отцу, Он сначала вознес молитву о Себе, затем об апостолах и, наконец, о христианах последующих времен.
После Вечери Господней и прощальной беседы с учениками все они пошли в сад Гефсиманский . Этот сад был около Кедронского потока западнее Елеонской горы. Теперь этот сад занимает не более пятидесяти шагов, но в древности он был гораздо больше и настолько славился изобилием масличных плодов (олив), что от них получил свое название (гефсимания - пресс или точило для добывания оливкового масла). Вот сюда и пришел Иисус Христос со Своими учениками молиться.
Через молитву в Гефсиманском саду Он получил нужную силу. Сказано, что ангел Господень укрепил Его. Христос и учеников Своих призывал бодрствовать и молиться, чтобы они не впали в искушение.
В Гефсимании Иисус с особенной ясностью показал в Себе соединение Божественной и человеческой природы. Здесь Он "смирил Себя, быв послушным даже до смерти..." (Флп. 2:8) Своему Отцу.
ПЯТНИЦА
Арест и суд
В то самое время, когда Иисус был с учениками в Гефсиманском саду, Иуда Искариот с толпой воинов, первосвященниками и служителями храма пришел в сад и своим поцелуем указал на Христа. Несмотря на смелость, воины от страха пали перед Иисусом. Иисус Христос и здесь проявил Свое смирение: Он спокойно обличил тех, кто с кольями вышел к Нему; засвидетельствовал воинам о Себе; остановил Петра и исцелил ухо раба первосвященника. В эту ночь все ученики бежали от Него и только Петр с Иоанном следовали за Ним издали. Также следовал за Ним один юноша, закутавшись покрывалом. Предполагают, что это был молодой Марк, он-то и написал о себе, не указав свое имя.
Как раз в это время синедрион заседал в доме первосвященника Каиафы, ожидая невинную жертву, ненавистного им Иисуса. Сначала арестованного отвели к первосвященнику Анне "как к старшему иерарху". Анна спросил Иисуса о Его учении и учениках. Ответ ему не понравился, и один из служителей ударил Христа по щеке. Анна отослал Иисуса к своему зятю Каиафе.
Христос как преступник стоял перед Каиафой. Согласно талмуду, синедрион должен спасать, а не разрушать жизнь. Это правило было попрано, и Иисуса осудили на смерть. Перед Каиафой происходил не суд, а судилище, когда судьи на основании ложных показаний свидетелей приговорили к смерти Того, Кого заранее решили погубить.
Иисус не подтвердил ни одного обвинения, но когда Каиафа спросил Его: "...заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?" - тогда Иисус признал Себя Мессией (Мф. 26:63-64). Этого и желал Каиафа. Он разодрал свои одежды, объявил Иисуса богохульником, почел лишним искать свидетелей и призвал членов синедриона к единогласному приговору: "Повинен смерти".
Петр следовал за Иисусом издали. Он вошел во двор первосвященника и стал греться у костра. Здесь его три раза спросили, не ученик ли он Христа. Испугавшись, Петр солгал. Пение петуха напомнило ему предсказание Иисуса о его отречении. В тот момент, когда Петр третий раз отрекся, Иисус посмотрел на него, их взгляды встретились, страшное отчаяние охватило Петра, "и вышед вон, плакал горько".
Когда Иуда увидел, что он сделал, то, осудив себя, "...пошел и удавился". А на сребренники, уплаченные за жизнь Христа, был куплен участок земли для погребения странников.
ПЯТНИЦА (продолжение)
Распятие
Римские власти осудили на смерть двух разбойников, и, по желанию израильского народа, к ним причислен был Иисус Христос. Каждый осужденный на смерть был обязан нести свой крест. Иисусу было тяжело нести. Его крест донес до Голгофы Симон Киринеянин. Большая толпа сопровождала шествие осужденных . В ней могли находиться свидетели многих чудес Иисуса, могли быть восклицавшие "осанна!" неделю тому назад. Мужчины молча скорбели, а женщины громко плакали. "...Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших",- сказал Христос плачущим (Лк. 23:28). Этими словами Он предсказал великие бедствия, которые обрушатся на Его народ.
Распятие считалось самой позорной казнью, поэтому евреям очень не понравилась надпись на кресте: "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). Они хотели изменить ее, но Пилат отклонил их просьбу, сказав: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22). После этого четыре воина, оставшиеся стеречь распятых, стали делить их одежды. Одежду Иисуса они разделили на четыре части. О Его хитоне они бросили жребий, что еще раз подтвердило предсказание пророков: "Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий" (Пс. 21:19).
Изучите последние семь высказываний Иисуса, произнесенных Им в час самой жестокой пытки, когда-либо придуманной людьми.
Слова, произнесенные с 9 до 12 часов
"Отче! прости им, ибо не знают, что делают" - слова молитвы о Своих врагах (Лк. 23:34).
"Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" - слова обещания вечной блаженной жизни (Лк. 23:43).
"Жено! се, сын Твой... се, Матерь твоя" - слова великого поручения Своему любимому ученику (Ин. 19:26-27).
Слова, произнесенные с 12 до 15 часов
"Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" - слова вопроса, заключавшего в себе искупление людей (Мф. 27:46; Мк. 15:34).
"Жажду" - слово, выражающее предсмертное страдание от полученных ран за грехи людей (Ин. 19:28).
"Совершилось" - слово, которое означает, что план нашего искупления выполнен (Ин. 19:30).
"Отче! в руки Твои предаю дух Мой" - слова оконченной миссии на земле и возвращение к небесной славе (Лк. 23:46).
Мучительная боль и невыносимая жажда были двумя основными пытками распятия. Но величайшие страдания Иисус переживал в Своем разуме и сердце.
ПЯТНИЦА (продолжение)
Погребение
О погребении распятых разбойников власти не заботились, но если находились друзья или родственники, желающие похоронить их, то они могли получить на это разрешение. О погребении Иисуса Христа позаботился Иосиф Аримафейский, богатый человек и видный член синедриона. Он был одним из тайных учеников Иисуса. Ему помог Никодим, тоже тайный ученик, который "...принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обычно погребают Иудеи" (Ин. 19:39-40). Они положили Его в новом гробу, принадлежавшем Иосифу Аримафейскому. При погребении присутствовали Мария Магдалина и Мария Иосиева "Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали" (Мк. 15:47).
В субботу, против обычаев и закона, был созван совет старейшин, на котором обсуждали, как окончательно уничтожить все следы земной жизни Иисуса Христа. Некоторые из собравшихся вспомнили, что Христос предсказывал Свое воскресение в третий день. Чтобы ученики ночью не украли Его тела и не сказали потом, что Он воскрес из мертвых, совет решил поставить стражу. Пилат разрешил им стеречь гроб и дал соответствующее число воинов. "Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать" (Мф. 27:66).
Заключение
Эта неделя является кульминацией всего земного служения Иисуса Христа. В последние дни противостояние достигло высшей точки. Силы зла, возможно предчувствуя свое скорое поражение, с особым ожесточением набросились на Сына Человеческого. В эти дни Христос испытал непонимание, предательство, ложное обвинение, незаслуженные оскорбления, жестокие побои и распятие. Но самым страшным было то, чего до сих пор не испытал ни один человек, - богооставленность.
Грешное человечество излило на Сына Божьего всю злобу, на которую только было способно. Тогда могло показаться, что несправедливость торжествует; что зло взяло верх над Божьим порядком. Но это было не так. Именно в эти дни совершался Божий план спасения человечества. Христос не был побежден. Напротив, взойдя на крест, Он оказался Победителем. Потому что именно на кресте был искуплен грех всех людей во все времена.