Лет шесть тому назад в пожаре, вспыхнувшем в одном из отелей Манилы, погибли более семидесяти человек и более ста пострадали. Случилось так, что большинство погибших были пасторы и их жены, так как там проходила христианская конференция. Узнав о случившемся, один пастор позвонил одному из организаторов конференции — пастору — и расспросил его о подробностях. Тот пастор сокрушался, но сокрушался о том, что «они [в смысле те, кто остался жив] ведут себя прямо как неверующие, плача и горюя, как будто у них нет Бога».
Это — показательный ответ! Христианство превратилось в сухую, чёрствую религию или, точнее будет сказать, стало выступать против проявления любых негативных эмоций.
Теперь считается, что христианин не должен гневаться и падать духом никогда, даже в самых сложных обстоятельствах, включая смерть любимого человека. «Господь дал, Господь взял», — говорим мы. Это все - влияние западной позитивной психологии успеха и менеджмента.
Хвала — вот единственно верная реакция: в радости и в печали, в свете дня и во тьме кромешной. Нет месту плача! А потому мы должны славить Господа всегда, в любых обстоятельствах.
Но изучая многие библейские отрывки и, в особенности,псалмы плача, мы можем увидеть, что и плачу есть место в жизни каждого христианина, который часто заканчивается хвалой, но не всегда. И даже радость не всегда приводит к хвале, но бывает и к разочарованию.
Сначала отметим три особенности псалмов-плачей, которые также имеют отношение и ко всем псалмам. Любой псалом — это поэзия, богословие и молитва.
Как поэтическое произведение, псалмы-плачи передают переживания (эмоции). «Поэзию» «заботит, в первую очередь, передача жизненного опыта.
Не красота слога, не философская истина, не убедительность слова, а пережитый опыт.
Потому псалмы-плачи изначально задумывались не как проповеди, а как слепок со страданий, пережитых псалмопевцем.
В псалмах-плачах нам представлены разные картины страданий. И сквозь эти образы псалмопевцы доносят до нас свое видение Бога, рассказывают о трудностях веры в реалиях жизни.
Как и поэзия в целом, псалмы - плачи помогают нам «почувствовать и сопереживать конкретной жизненной ситуации». В каждом псалме плача есть - Динамика развития, в частности, в виде перемены настроения.
Читатель псалма преодолевает вместе с автором тот же эмоциональный путь, переходя от разочарования к надежде или наоборот от надежды к сомнению и разочарованию.
- От плача к хвале. Эта «эмоциональная инверсия», чаще называемая в критике формой «внезапной перемены настроения», есть характерная особенность псалмов-плачей.
Классический пример такого перехода находим в Псалме 12. Псалом начинается с плача: "Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?" (ст. 2-3)
Но к концу псалмопевец уже выражает доверие Господу и обещает хвалить Его:
"Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня." (ст. 5-6)
Мы видим, даже в плачах хвала остается центральной темой. Как указывает динамика псалмов-плачей, хвала занимает важное место в переживаниях страдальцев.
- Таким образом, церковь, привыкшая к хвале, не должна бояться плачей, ибо в любом плаче есть место и хвале.
Помимо перехода от плача к хвале, можно встретить чередование этих элементов. Такое чередование мы встречаем, по крайней мере, в четырех псалмах: 30, 34, 58 и 70. Псалом 30. Начинается он с плача: / переход от плача к хвале / возвращается к плачу.
Кратко рассмотрим Псалом 30. Начинается он с плача:
"На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня.
Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня..." (ст. 2-3)
В стихах 7-8 происходит переход от плача к хвале:
"Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей и не предал меня в руки врага..."
Доселе этот псалом напоминает типичный псалом-плач, подобно Псалму 13. Но псалом продолжается, и уже в следующем стихе псалмопевец вновь возвращается к плачу. Сразу за свидетельством об избавлении следует моление о милости:
"Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое... "(ст. 9)
Если ранее псалмопевец заявлял о том, что Господь «призрел на бедствие его» (ст. 7), здесь он вопиет к Господу, «ибо ему тесно» (ст. 9). Кроме того, в стихе 8 псалмопевец уже засвидетельствовал, что Господь «не предал его в руки врага». Однако через несколько стихов мы слышим, как он вновь просит Господа: «Избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих» (ст. 15).
Затем вновь, подобно маятнику, псалом возвращается к хвале:
"Как много у Тебя благ...
Благословен Господь,
что явил мне дивную милость Свою..." (ст. 19-21)
Плач, даже после перехода к хвале, может вернуться к плачу и даже остановиться на этом.
- Обратное движение от хвалы к плачу
Возвращение к плачу после хвалы еще более усиливается обратным движением от хвалы к плачу в Псалме 9.
- Мы должны стремиться «возвещать всю волю Божью», а не часть ее, независимо от того, насколько преобладающей оказывается эта часть, как, например, в случае перехода от плача к хвале.
Как отмечает Н.Т. Райт: «Псалмы соединяют воедино то, что кажется нам приходящим в Божье присутствие, диаметральными противоположностями.
В них нежная близость - резко сменяется страхом близкого осуждения, а затем столь же резко возвращается обратно.
Острые злые вопросы сталкиваются с простым и спокойным доверием. Они охватывают весь спектр человеческих эмоций: от молчаливого размышления до яростных выкриков, от плача и мрачной безысходности до торжественного и праведного ликования.
В последовательном чтении псалмов присутствует мудрый и здоровый баланс между велеречивой торжественностью (как в Псалме 135)... и чувством страшного опустошения (как в Псалме 136)».
Какое же Богословие несут псалмы плача? Поговорим об этом.
- Движение от плача к хвале: Бог отвечает на молитвы и избавляет
Как было отмечено ранее, движение от плача к хвале свидетельствует о том, что Бог отвечает на молитвы верующих. Это движение подтверждает опыт, известный всем людям Божьим, которые нашли избавление в Боге в дни страданий и тревог.
Это движение важно для всех, кто оказался в ловушке обстоятельств, желая забиться в самый дальний угол и не выходить оттуда. Оно указывает путь продвижения вперед, туда, где заканчиваются страдания, путь к исцелению и восстановлению сил.
- Чередование плача и хвалы: восстановление — это долгий процесс
Чередование же плача и хвалы напоминает нам о том, что путь к восстановлению сил может длиться долго. Восстановление предполагает процесс, который нельзя ускорить. У одних это занимает недели, у других — месяцы и даже годы.
Порой решение проблем вообще невозможно по эту сторону вечности.
К сожалению, процессы нам не по душе. Нам нравится думать, что все наши проблемы решатся быстро, прямо сейчас. Это в особенности касается тех, кто придерживается однобокого взгляда на христианскую жизнь, подчеркивая только ее победную сторону.
Таким людям проще жить, отрицая неудачи, жить с иллюзией вечного благополучия и даже совершенства. Но человеческая жизнь во многом это - процесс.
Более того, смертному и грешному человеку свойственно быть незаконченным, незавершенным, несовершенным.
Мы молим о помощи и получаем ее. Но проходит немного времени, и мы вновь оказываемся на коленях, моля Бога о милости и спасении.
И исцеление приходит к нам, только благодаря нашей способности держаться за благодать, вопреки нашему несовершенству.
Как заявляет Кальвин: «Будучи существами столь нестабильными, столь уязвимыми, ввиду тысяч различных влияний, мы все время нуждаемся в поддержке и ободрении».
Жизнь веры характеризуется не только уверенностью, но и сомнением.
Христианин - это не сверхчеловек и не супергерой из комиксов, а личность, которая находится в постоянном процессе преобразования, от славы к Славе, и от силы к Силе!
- Обратное движение от хвалы к плачу: вера не дает всех ответов
Обратное движение от хвалы к плачу представляет сложную проблему: оказывается, не всякий путь завершается хвалой. Только смелый человек может признать, что жизнь не всегда дает нам то, чего мы ищем.
Бывают дни, когда мы желаем одного, а получаем прямо противоположное. Ухудшение здоровья, вместо исцеления. Финансовый крах, вместо возмещения убытков. Поражение вместо победы.
Как пишет 11 глава Послания к Евреям о мужах веры, из которых спасены были многие, но не все. Некоторые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:37).
Всё это — мужи веры, которые так и не дождались в своей жизни исполнения слов псалмопевца: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Поэтому нельзя смотреть однобоко на все.
Погибавшие в отеле Манилы, взывали к Богу о спасении и избавлении, как только могли. Но никто не пришел на помощь. Вместо спасения и избавления они получили разрушение, хаос и потери, а ожидаемая радость хвалы так и не последовала по эту сторону вечности.
Как же нам воспринимать подобные случаи?
Псалмы-плачи, содержащие возврат от хвалы к плачу, учат нас тому, что верующему человеку вполне позволительно горевать, сокрушаться и скорбеть, если он не видит действий Бога.
Движение от хвалы к плачу отражает понимание жизни, в которой и верующий человек может столкнуться со сложностями — важной составляющей жизни, которую нужно признавать.
Нужно быть осторожным и не пытаться навязывать богословие избавления во все жизненные ситуации.
Противостоя неопределенности, потери и поражению, движение от хвалы к плачу указывает на всемогущего Бога, чье правление охватывает все стороны жизни, включая опыт трагических событий. И отчего это все, часто – остается большим вопросом для многих.
Важное послание плачей заключается в том, что и этот опыт, даже при отсутствии ответа на молитвы, ведет к Богу.
Не все псалмы излучают радость, а некоторые даже намеренно печальные. Они пытаются наполнить смыслом страдания и поражения.
Они просят Бога о помощи и не получают ее. Мольбы без надежды выразительно свидетельствует о том, что Бог принимает и борьбу человека.
И они показывают, что борение с Богом имеет смысл, даже если найти ответ не удается.
- Возвращение к плачу после хвалы
Возвращение к плачу после хвалы, показывает, что элемент неопределенности остается, даже после того, как мы получили ответ на наши молитвы и избавились от горя.
Возвращение к плачу указывает на Бога, который остается непостижимым, таинственным даже после получения откровений. Мы стоим перед этим Богом смиренные, осознающие свою ограниченность перед лицом Его безграничной мудрости и силы.
- Отсутствие движения: идея Псалма 87
Есть еще одна группа псалмов, схожая по содержанию с псалмами-плачами с обратным движением. Но, в отличие от последних, в них вообще отсутствует какое-либо движение.
В этом псалме время останавливается, движения прекращаются, а внимание направляется на сам плач. В псалме, действительно, не видно движений, нет даже прямого обращения к Богу или мольбы.
Вместо этого, псалом от начала до конца анализирует («перемалывает») плач во всей его глубине. Такие псалмы важны «именно потому, что они не несут в себе никакого разрешения проблемы.
Они оставляют нас в подвешенном состоянии, болтающимися над бездной неразрешенности, без какого-либо ясного намека на избавление."
Это — важное произведение, которое следует иметь в репертуаре, именно потому, что оно точно рисует нашу жизнь. Вера не всегда предлагает выход из ситуации.
- Дорогие мои братья и сестры: псалмы плача, в особенности те внезапные переходы, от плача к хвале и назад к плачу. Также наоборот от хвалы к плачу, или просто плач, без какой-либо динамики, очень хорошо характеризуют нашу с вами жизнь и жизнь людей вокруг нас.
Не нужно далеко ходить, чтобы увидеть картину разоренного мира. В нашем ближайшем окружении живут страдающие и бедствующие люди. К сожалению, мы часто не обращаем на них внимание до тех пор, пока сами не окажемся в их ситуации.
Часто в церквах поются победные хвалы, особенно западные, которые не вписываются в контекст страдающего человека. Особенно на бедных континентах: (Африка, Азия, Китай)
Ведь множество гимнов, которые мы с вами поём, возникли именно по причине страданий, исканий, различных потерь и сокрушений человека. И они также - дар нам от Бога, хотя большинство христиан, особенного молодого поколения, игнорируют их.
Сам Иисус молился псалмами-плачами. Во время распятия он цитировал Псалом 30:6: «В руки Твои предаю дух Мой» (Луки 23:46). Иисус также процитировал слова из Псалма 21:2 — «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Все это говорит о том, что Иисус, проходя через страдания, молился словами псалмов.
И в жизни Христа было место плачу, как за жизнь людей, так и за Свою жизнь. Молясь псалмами плача, Иисус показывал, что и им есть место в жизни Его последователей, это есть путь к сердцу Бога, где мы находим высший смысл наших страданий и Божье утешение.
Проходя через плач, мы вместе с Христом берем на себя страдания разбитого и сломленного мира и можем быть эффективными слугами Христа по исцелению душ человеческих.
Одним воскресным утром, сразу после окончания воскресного богослужения, когда пришедшие уже начали покидать здание церкви, одна из прихожанок, мать, подошла к пастору поделившись своим горем.
Это не было типичным свидетельством типа «У меня была проблема, но теперь по благодати Божьей у меня все в порядке». Она рассказывала о своих неудачах и падениях.
Эта женщина находилась в серьезной беде и теперь изливала свое сердце. Многие прихожане вернулись на свои места и слушали, плач этой бедной матери. Пастор позволил ей высказать все, что было у нее на сердце.
После этого, он вышел вперед, положил руку ей на плечо и стал вместе с общиной молиться - молитвой-плачем. Молитва не завершилась на позитивной ноте.
Нет, то был плач, подобный плачам Ветхого Завета, которые начинаются хвалой, но завершаются плачем. Открыв глаза, он увидел, что на лицах прихожан также были слезы.
Но он испытывал чувство свободы, мир, идущий из сердца, после того, как они присоединились к плачу этой женщины. Увидев, что не всякая молитва должна завершаться позитивным, победным аккордом, люди пережили настоящий опыт внутреннего освобождения.
Оказалось, что в жизни есть место и безответным страданиям. И это тоже опыт от Бога. Плач — это тоже христианский опыт, как и хвала, радость и освобождение.
Но это все по эту сторону вечности, а по ту сторону Вечности нас ждёт ОСВОБОЖДЕНИЕ!
"3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. 4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло." Откр.21:3,4.