64 просмотров

🎓 Тема: «Проклятие смоковницы» / ✝ Матф.21:17-19

В понедельник, мы вспоминаем, как Господь совершил изгнание торгующих из Иерусалимского храма и проклял бесплодную смоковницу. Но сегодня мы рассмотрим проклятие смоковницы

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Матф.21:17-19)

После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал.

Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, так как смоковница сначала дает плоды, а затем – листья.

Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, покрытое листьями, было совершенно бесплодно. Тогда Иисус Христос проклял ее, и она засохла.

Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть.

Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: "Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: "вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?" Но он сказал ему в ответ: "господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее" (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).
В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу.

Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется "виноградником Господа" и "смоковницей".

Какой же плод должна была принести "смоковница"?

Стержень Ветхого Завета – подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха, и сделает их наконец то благословением для всех других народов.

Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи.

Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды...

Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Иисуса Христа – вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь – от их вождей и учителей.

Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение.

После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, "удобрял", "окапывал" и "возделывал" окаменевшие человеческие сердца – не принесут ли плод?

И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.
Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких?

Иисус не жег огнем не уверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы – А ИССУШИВ СМОКОВНИЦУ, продемонстрировал им их перспективы, если, конечно, не покаются.

Это действие образного проклятия смоковницы, то же было ЛЮБОВЬ И ТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ к Своему народу, направленное на покаяние.

К сожалению, Израиль в большинстве своём не покаялся и действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом.

Это предупреждение стало реальностью сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев.

Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь ОЧЕНЬ ХОТЕЛ ПРЕДОТВРАТИТЬ НАДВИГАЮЩУЮСЯ ТРАГЕДИЮ.

Проклятие бесплодной смоковницы – это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди.

Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями.

Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь.
И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов – она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод.

Так и Христос "пришел к своим и свои Его не приняли" (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 11).

В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его.

Но, как и две тысячи лет назад, порой сегодня Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей.

Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце... Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит внеисторическим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только ВНЕШНИЙ ВИД ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЗАКОНА, а в действительности добрых плодов не приносят.

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43).

Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод.

Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем.

Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

А какой плод Господь ждёт от Своей церкви? Всё такой же как и от Израиля, чтобы мы стали благословением для других людей, неся им весть об Иисусе Христе Господине и Спасителе или всячески способствуя этому через всю нашу жизнь.

Поэтому на Страстной недели, нам хорошо бы подумать и о своём настоящем положении перед Иисусом Христом:

Все это время до сегодняшнего дня Иисус Христос окапывал и удобрял вас, поэтому, если вы все-таки так и не готовы к приношению плода, срочно покайтесь, примите решение изменить свою жизнь, и не ждите Божьего гнева над вами.

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика