15 [Ноеминь] сказала [Руфи]: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.
16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;
17 и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.
(Руфь 1:15-17)
Бог призвал Свой народ из Египта, отделил их и дал им Свои заповеди на горе Синай. 5 из этих 10 заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12)
Фактически, заповедь Бога почитать наших родителей можно найти во многих местах Библии. К примеру: Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Исх.21:15) «Всякий, кто злословит отца своего или мать свою, должен быть предан смерти». (Исход 21:17) – вот так все было строго.
Слова о почитании родителей не ограничиваются Ветхим Заветом. к Ефесянам 6:1-3: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать твою» — это первая заповедь с ОБЕТОВАНИЕМ — «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»
Позвольте мне задать такой вопрос: почему в Библии есть заповедь о почитании родителей, а нет, к примеру заповеди о любви к нашим детям?»
Я полагаю, это потому что, на самом деле почитать родителей это не так легко, как к примеру любить детей, и поэтому, что и в ВЗ и НЗ, Бог даёт даже компенсацию за это - да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
А что ещё нужно людям? Иметь благо, то есть успех и счастье во всём и долгую жизнь. И для этого люди что только не делают, к чему только не прибегают, и часто – даже из-за этого гнусно поступают, - и все равно терпят крах.
А нужно лишь было делать САМОЕ ВАЖНОЕ - Почитать родителей, и тогда был бы открыт путь к благословению и долголетие. (Еф.6:2,3)
Вы можете сказать: «Я почитаю своих родителей» и это не так-то и трудно,
однако, углубляясь в смысл Божьей заповеди мы поймем, что ее соблюдать затруднительно для нас детей, особенно при некоторых условиях!
Бог заповедал нам почитать родителей. Но что это на самом деле означает?
Ганс-Иоахим Краус, всемирно известный теолог, изучив этот вопрос пришел к выводу: что заповедь почитать родителей более направленна к взрослым детям, которые должны НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за обеспечение и выживания своих старых, немощных родителей.
По мнению Крауса, эта заповедь имеет большое значение в нашей современной жизни. Он указывает на нашу сегодняшнюю реальность, в которой молодые люди НАСТАИВАЮТ НА СВОЕМ ПРАВЕ НА КОМФОРТ, при этом игнорируя или ограничивая права своих пожилых родителей на ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ.
Старые и слабые родители иногда вынуждены жить в очень плохих условиях, питаться скудной едой, быть ограниченны в общении и уважении. И только потому – что их детям не хочется терять время, комфорт и свободу.
Другими словами, главная цель Божьей заповеди почитать родителей направленна именно к взрослым детям, которые обладают возможностями, финансами и властью заботится о своих родителях.
Отец и мать в этой заповеди относятся к социально слабому, пожилому человеку, который утратил свои экономические возможности и социальный статус.
Таким образом, прямое значение этой заповеди таково: ПОЧИТАЙ И ПОДДЕРЖИВАЙ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, которые становятся слабыми — физически, экономически и социально. Вот наш долг детей!
В Десяти заповедях слово "почитай" переведено на иврит словом "כבד" (кабед). Это (повелительное наклонение) для команды или призыва к действию! ДЕЙСТВУЙ!
А в чем действовать? Что на иврите что и в русском языке - ПОЧИТАТЬ ЭТО ЗНАЧИТ: признавать и ценить все, что родители сделали и делают для нас, быть благодарным за их заботу и поддержку.
Проявлять: Послушание, верность и следование советам. Проявлять заботу о родителях, особенно когда они стареют. Эмоционально их поддерживать,
Проявлять: внимание и любовь, терпение и понимание. Уважать и поддерживать семейные традиции. И это уже не легко!
Для маленьких, да и взрослых детей, естественно почитать своих родителей, когда они растут в их любви и, если у них есть экономические возможности, власть, хорошее здоровье и острый ум.
Однако будет нелегко почитать и заботиться о наших родителях, если они без гроша в кармане, бессильны и больны; должны лечиться в больнице; и, что еще хуже, психически больны такой болезнью, как слабоумие.
Дети, в такие моменты могут говорить им обидные слова, раздражаться на них, игнорировать их, оскорблять их словесно, а потом оправдывать себя - их несостоятельностью и не адекватностью.
НО БИБЛИЯ ПОВЕЛЕВАЕТ НАМ, — ПОЧИТАТЬ ИХ.
В наше общество сегодня крепко вошел индивидуализм. Это заставляет нас ценить личную независимость, больше чем что любо. И мы отстаиваем её.
Во-вторых: Мы живем в обществе и культуре, которые ценят деньги. В таком обществе пожилых людей часто ставят в ту же категорию, что малообеспеченных и бездомных, проявляя к ним неуважение.
В-третьих, наше общество и культура превозносят молодость и красоту. А не мораль, мудрость и заслуги. – Что свойственно пожилым людям.
Кроме того, современное стремление к скорости и эффективности также является фактором наших взглядов. Поскольку пожилые люди не могут хорошо реагировать на скорость, их списывают со счетов как некую сломанную машину.
Есть много других причин, по которым пожилые люди не приветствуются в этом мире. Это действительно печальная реальность.
Но мы христиане должны быть выше всего этого – и в этом мы должны быть примером для всех! Почитание родителей — это Евангелие в действии!
Сегодняшний отрывок взят из Книги Руфь. В этой книге рассказывается прекрасная история любви между Ноемини и ее невесткой Руфью. Библия повествует нам о том, что, хотя Ноеминь вела трагическую жизнь, у нее была любящая и верная невестка — Руфь.
История начинается с трагических событий, произошедших в семье Ноемини и Руфи. Это была эпоха судей. Когда голод поразил Вифлеем в земле Иудейской, Елимелех взял свою жену Ноеминь и их двух сыновей в землю Моав. Там сыновья женились на моавитянках.
Но затем все мужчины в семье умерли. Сначала муж Ноемини а потом и ее два сына, Махлон и Хилеон. Остались только три беззащитные вдовы.
Итак, Ноеминь настаивает чтобы ее две невестки вернулись в свои дома. Она думает, она слишком стара и безнадежна, а у них есть шанс выжить на родине.
Когда Ноеминь попыталась отправить своих невесток обратно домой, она, возможно, сделала это из чистого отчаяния, так как потеряла все экономические возможности. Руфь 1:20-21).
Она говорит: «Не называйте меня Ноеминью, — сказала она им, — называйте меня Марой, потому что Всемогущий сделал жизнь мою очень горькой; я ушла сытой, но Господь возвратил меня ни с чем», Она также была стара.
Она говорит: «Возвратитесь домой, дочери мои; я слишком стара, чтобы иметь другого мужа» (Руфь 1:12).
И, скорей всего она была слаба здоровьем, так как даже не смогла пойти с Руфью, чтобы собрать оставшееся зерно в поле, когда она вернулась в Вифлеем.
Короче говоря, она была обузой. У нее не было денег. Ее здоровье было плохим. Она была старой. Она была социально слабым человеком, который не мог выжить без чьей-либо помощи.
Тем не менее, когда Ноеминь призвала своих двух невесток вернуться в свои дома, Руфь настояла на том, чтобы последовать за ней. Какое удивительное решение! Ведь есть же на свете такие девушки!
Жить одной было бы гораздо лучшим выбором. Можете ли вы представить себе трудности, связанные с проживанием и поддержкой старой свекрови без ничего? Учитывая и то, что у женщин тог времени не было совершенно прав. Тем не менее, Руфь следует за Ноеминью.
Это был акт служения и акт почитания родителей, это и есть настоящая любовь Руфи к Ноемини. Руфь ЗАЩИЩАЛА Ноеминь, женщину, которая потеряла все, до конца, отказываясь оставить ее. Вот что говорит Руфь Ноемини, которая уговаривает ее уйти: (Руф.1:16,17)
16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом;
17 и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.
Господи, дай нам всем так почитать своих родителей, это наверно тогда будет лучшая Слава Богу, лучшая Евангелизация этому миру, полного эгоизма.
Руфь действительно была прекрасна тем, что не оставила свою бедную, больную, слабую и совершенно бессильную свекровь. Вот это истинная красота!
Мы здесь видим (Кабед) почитание, в действии: Руфь, нищенка, не гнушаясь ничем, собирает остатки зерна на поле, чтобы обеспечить пропитанием свою немощную свекровь.
Все мы слышали о древнем жестоком обычии оставлять родителей в горах или пещере в старости. ( корнджан и убасуте) И нам казалось это бесчеловечным. Но, к сожалению, сегодня все это происходит и в современном мире, и многие пожилые родители остаются одни, без общения, без достойного жилья, без еды.
Хотя Руфь была язычницей, она добросовестно соблюдала пятую Заповедь. И конечно же Бог не оставил её в нищенстве, и благословил её обильно!
Руфь, которая проявила эту любовь через Почитание, стала прабабушкой Давида; кроме того, она была благословлена стать предком Иисуса Христа.
Краус утверждает, что Божья заповедь почитать наших немощных родителей — это закон, который не только защищает их право на жизнь, но и обеспечивает их счастливую старость.
Он также пишет, что молодое поколение должно не только обеспечивать физические потребности пожилых людей, но и уважать их переживания, боли и немощи; сохранять дружелюбное отношение к традициям и обычаям; и предлагать сотрудничество и помощь в больших и малых делах.
Если мы чтим своих родителей, то это в конечном итоге принесет плоды и вернется к нам. Это потому, что не только Бог, но и наши дети являются свидетелями любви, которую мы проявляем к своим родителям.
Бог желает, чтобы христианские семьи передавали почитание и уважение из поколения в поколение.
Пусть ваши семьи будут благословлены Божьей благодатью, чтобы эта прекрасная любовь к родителям сохранялась в будущих поколениях.