1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(От Иоанна 2:1-11)
Сегодняшний текст нам знаком. Он рассказывает историю о том, как Иисус превратил воду в вино, первое чудо Его публичного служения. И записано это чудо только в этом Евангелии.
Хорошо известно, что Евангелие от Иоанна отличается от других Евангелий. Синоптические Евангелия — от Матфея, Марка и Луки — вращаются вокруг жизни Иисуса. Но Евангелие от Иоанна — это хорошо структурированная, единая книга, которая объясняет, кто такой Иисус.
Первая глава начинается с великого предложения: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Иоан.1:1)» Затем книга рассказывает об Иоанне Крестителе и как Иисус призывает учеников.
Со второй главы Иоанн пишет о деяниях Иисуса, первым из которых является чудо на свадьбе в Кане. Почему Иисус совершил это чудо в Кане?
Каково значение чуда Иисуса, превратившего воду в вино? Почему эта история представлена как первое чудо? А есть ли Богословское значение этого чуда?
Но давайте в начале изменим вопрос: для кого Иисус совершил чудо на брачном пиру в Кане?
Сначала мы можем рассмотреть жениха и невесту и их семью, которые, должно быть, запаниковали из-за отсутствия вина.
Согласно апокрифическим данным, жених был племянником Марии; поэтому вполне возможно, что Мария попросила Иисуса разрешить кризис, потому что Он — семья. Мы не можем отрицать, что главными получателями чуда Иисуса были семьи жениха и невесты, хозяева пира. В этом смысле можно сказать, что Иисус совершил чудо для них.
Однако весьма маловероятно, что наш Господь совершил Свое первое чудо, чтобы разрешить только семейный кризис. У Иисуса Христа, всегда за всеми Его действиями стояли более великие цели, чем просто насущные проблемы.
Читая 1 и 2 гл Иоанна в продолжении, мы обнаруживаем, что именно ученики играют важную роль в истории свадьбы в Кане. И именно для них этим первым чудом был преподан первый очень важный урок.
Сначала Андрей нашел Христа, потом Петр, потом Филипп, и у всех была как бы начальная вера в Него, как в Мессию, потом Нафанаил, но он очень сомневался, и Христос поразил Его сверхзнанием, и тогда и у Нафанаила – появилась первоначальная вера, и далее…
Иисус сказал Нафанаилу: ...увидишь больше сего обещав ему еще больших оснований для веры в Него; Господь имел в виду чудеса, которые собирался совершить – и вот на третий день совершил первое чудо.
И последняя часть истории позволяет нам сделать вывод, что оно действительно было для них. Завершая рассказ, Иоанн пишет в стихе 11: «Это перво из чудес, сотворенных Иисусом в Кане Галилейской, и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоанна 2:11).
Короче говоря, Иисус говорит, что теперь Он призовет учеников, включая Нафанаила, как людей, которые сформируют новый Израиль, и они:
Во-первых, станут свидетелями Его чудес, и не только, но, если будут послушны Его Воле – они станут ещё и соучастниками Его чудес, и эти же чудеса – укрепят ещё больше их веру в Него, как в Мессию и Бога.
Интересен тот факт, что послушание Иисусу приводит к реальным чудесам, а реальные чудеса, именно для нас приводят к ещё большой вере в Него.
Итак, что увидели ученики, когда они пошли на свадьбу в Кану с Иисусом?
Во-первых, они увидели, как Мария зовет Иисуса и говорит Ему о том, что вино заканчивается; они также, вероятно, видели, как она говорит слугам «делайте все, что Он вам скажет» (Иоанна 2:5).
Иисус приказывает слугам наполнить водой шесть каменных кувшинов, используемых для иудейского церемониального омовения.
Когда они это делают, Он говорит им зачерпнуть немного и отнести распорядителю пира. Ученики видят, как распорядитель пира хвалит жениха, попробовав вина.
Короче говоря, они видят Иисуса за работой, в действии. Решая проблему нехватки вина, Он использует слуг. Слуги были дважды мобилизованы Его двумя приказами.
- Первая заповедь была наполнить кувшины водой;
- Вторая — набрать немного из кувшинов и отнести распорядителю пира.
Слуги верно повиновались словам Иисуса и, сделав это, стали и свидетелями и участниками первого чуда превращения воды в вино.
Разве Христос не мог просто наполнить вином, чтобы никто не узнал? Конечно, Сила Иисуса безгранична. Но Он не действовал таким образом.
Он использовал воду и требовал от слуг послушания. Без этих двух элементов чудо превращения воды в вино в Кане не произошло бы.
Почему Иисус приказал слугам наполнить кувшины водой? Это было не потому, что Ему нужна была вода и слуги, а потому, что у Него была цель, показать Своим ученикам урок – как Он работает в этом мире.
Сегодняшний отрывок учит нас, что когда Иисус совершает чудо для нас, Он никогда не действует в одиночку. Чудо в Кане произошло только тогда, когда слуги выполнили работу по наливанию и черпанию воды.
Конечно, работа или действие человека не вызывают и не создают чудо Бога. Независимо от того, сколько кувшинов мы наполним водой, эта вода никогда не превратится в вино, если Бог не сделает этого.
Но Бог использует послушание человека, его действие по наполнению кувшинов, чтобы совершить Свое чудо превращения воды в вино.
Короче говоря, сегодняшний отрывок - это урок о том, как Бог сотрудничает с нами, чтобы выполнить Свою работу. В Библии есть огромное количество примеров этого.
Теперь ученики должны возглавить новый Израиль. Они будут лидерами церкви, основанного на Иисусе. Так что же им теперь делать?
Они должны просто повиноваться слову Господа — как и слуги. Благодаря этому послушанию они должны испытать Его чудеса.
Бог мог бы спасти Ниневию и без Ионы, но Он послал его в этот город. Он спасает Ниневию через Иону и в конечном итоге спасает и самого Иону.
Сегодня мы видим, как Иисус призывает учеников, обучает их на свадьбе в Кане и преображает их. Господь хотел, чтобы они стали Его соработниками, повинуясь Его слову. Он также хотел, чтобы они стали участниками тайны Господней. Больше всего Он хотел, чтобы они увидели Его славу и последовали за Ним с верой, вкушая новое вино.
«Следуйте за Мной!» — призывает нас Господь даже сегодня. После этого приглашения следуют такие слова: «Наполните кувшины водой».
Присоединяйтесь к Моему служению. Для слуги большая честь принимать участие в работе своего господина; обязанность слуги — быть верным работе своего господина.
Если вас призвали, теперь вам пора засучить рукава и приступить к работе. Наполняйте кувшины водой! А Господь из этого сделает новое вино!
И Замните этот факт, что послушание Иисусу приводит к реальным чудесам, а реальные чудеса, именно для нас приводят к ещё большой вере в Него.