- Дорогие мои, всем бы нам хотелось быть мудрыми людьми, во всех сферах нашей жизни. Быть мудрыми родителями, гражданами, работниками, служителями – разве это не прекрасно?
Это и есть, в принципе, успех, который способен приносить пользу людям и Славу Богу. Конечно же, мы должны стремиться к мудрой и успешной жизни!
Многие нормальные люди, чтобы быть успешными, стараются повышать своё IQ, наращивая огромные знания в разных областях своей жизни.
Но исследования эмоционального здоровья человека показали, что коэффициент эмоционального развития человека EQ
(это показатель нашей способности к общению, умению осознавать свои эмоции и понимать чувства других людей.)
значительно больше влияет на успех в жизни, чем коэффициент умственного развития (IQ), так как люди с высоким EQ быстрее находят работу, способны дольше задерживаться в одной компании и способны развивать близкие, дружеские и деловые взаимоотношения.
- По словам одного богослова, Мудрость притчей во многом и похожа на то, что мы сегодня называем «эмоциональным здоровьем».
То есть книга Притч, своей мудростью способна повысить нам EQ, так как притчи представляют собой краткие выразительные высказывания о самых разных жизненных ситуациях.
Конечно же, изучив только книгу притч, человек не станет сразу мудрым, так как это только часть библейских книг мудрости: ещё есть и книга Екклесиаста, книга Иова, да ещё нужно знать и Закон Божий и уметь это все сопоставлять.
Поэтому притчи, прежде всего, написаны нам для того, чтобы привлечь наше внимание и заставить задуматься, размышлять.
В них говорится о том, что одни поступки приносят добрые плоды, а другие - весьма нежелательные.
Они выделяют общие принципы, лежащие в основе тех или иных законов,
и обращают их в доступные рекомендации и иллюстрации.
- Так какой же основной посыл книги притч? В чем же состоит её основное богословие?
Сама же книга притч даёт нам ответ на главный посыл этой книги - "Начало мудрости — страх Господень." (1:7а)
То есть основание или начало мудрости- это прежде всего надлежащее отношение к Богу, отношение, которое выражается словом «страх».
Фактически тот, кто налаживает хорошие отношения с Богом, тот, кто благоговейно относится к Нему, уважая всё то, что связано с Ним, тот и есть мудрый человек, который способен совершать мудрые поступки.
Первые девять глав книги Притч включают довольно продолжительные проповеди, а главы с 10 по 31, в основном, состоят из коротких фраз.
И именно Путь — это основная метафора первых девяти глав. Различаются два пути: прямой, ведущий к жизни и кривой, ведущий к смерти.
Книга Притч высказывает эту мысль, развивая образ женщины Мудрости и образ женщины глупости.
- Однажды каждый из нас проходит мимо высокого места, где слышит женский голос, призывающий его с «возвышенностей городских» Прит. 9:3.
Женщина раздает всем прохожим приглашение на обед: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие и живите, и ходите путем разума» (9:4-6). И эта зовущая Женщина зовется Мудростью.
Но еще не успев ответить на первое приглашение, люди уже слышат второе. Женщина по имени Глупость также живет на «возвышенностях городских» и также призывает прохожих: «Кто глуп, обратись сюда!, воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен» (9:16-17).
В этом месте писания Госпожа Премудрость выступает в роли пророка, а Госпожа глупость в роли блудной женщины.
И люди, читая этот библейский текст, сталкиваются с дилеммой:
с которой из женщин отобедать?
- Дорогие мои, как это нам всем до боли знакомо, ведь каждый день нам приходилось и приходится проходить мимо этих «зовущих женщин».
И как часто даже мы, христиане, не говоря уже о неверующих людях, обедаем, а и иногда даже пируем с «женщиной глупостью». А потом удивляемся, почему вся моя жизнь идёт наперекосяк.
Ведь посмотрите на этот мир? Откуда в мире столько горя, проблем и несчастья? В основном, это из-за того, что кто-то просто пошел вслед «госпожи глупости» и затем увлек за собой других, что пагубно повлияло на остальных.
- Но кто же эти женщины в более глобальном смысле?
Если Глупость появляется здесь впервые, то с Мудростью читатель уже знаком по ее речам в 1:20-33 и 8:1-36.
- Она праведна во всех своих поступках и истинна в речах.
- Она действует открыто, в отличие от Глупости, у которой есть тайные цели.
- Наиболее удивительный факт — ее связь с творением (8:22-31).
Она была свидетельницей, почти что участницей, сотворения мира, как первородная («Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони», 8:22) и как «художница» (8:30) при Боге.
Поскольку мир был создан мудростью, мудрость знает его устройство, а всякий познавший мудрость будет хорошо управляться с жизнью.
Но все-таки, кто же она? Как жительница «возвышенностей городских» (8:3) она представляет мудрость Бога, а значит и Самого Бога. В древнем Израиле храм обычно строился на самом высоком месте города.
Но заметим, что дом глупости также находится на «возвышенностях городских». Это значит, что и глупость также представляет собой «мудрость», но только мудрость бесовскую от лжебогов.
Поэтому выбор между Мудростью и глупостью — это не просто житейская, а богословская дилемма, значительно превосходящая уровень обычного практического совета.
- Ведь, на самом деле, выбор между мудростью и глупостью — это выбор между истинным Богом и идолом. (кто бы или что бы этим идолом не был)
И выбор мудрости- это, прежде всего, выбор образа жизни по Богу, в результате которого прославляется имя Бога на земле.
Поэтому- то Бог и повелел Моисею научить народ Израиля жить по Божьим стандартам для того, чтобы они были мудрыми и выделялись среди остального народа, для Славы Божьей. "5 Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею;
6 итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный." Вт.4:5,6
Новый Завет помогает нам расширить понимание этой темы, так как представляет Иисуса Христа как олицетворение Божьей мудрости.
(Лк. 2:40-52; Мк. 1:21-22; 6:2; 1 Кор. 1:8-31; Кол. 2:3).
Как говорил Апостол Павел коринфской Церкви:
"23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;" (1Коринф.1:23,24)
Дорогие мои, чтобы нам в этом веке быть мудрыми и успешными во всех наших делах и предприятиях, нам нужно принять важное решение:
Следовать за Иисусом Христом и получать от этого все соответствующие блага.
То есть каждый, кто выберет и примет Иисуса Христа своим Господином со всем Его учением и принципами жизни, тот выбирает истинную Мудрость, и сам будет способен быть мудрым
во всех своих делах и поступках.
По словам Иакова, такая мудрость принесет много доброго плода.
"17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна."
Здесь Иаков приводит некоторые характеристики практической христианской мудрости, которые мы с вами рассмотрим:
Чиста: Подлинная мудрость очищена от всяких скрытных мотивов.
Мирна: Подлинная мудрость всегда сближает людей друг с другом и с Богом.
Скромна: Способна относиться к другим также, как человек желал бы для себя.
Послушлива: Всегда готова повиноваться.
Милосердна: Христианское милосердие - это отображение Божественного милосердия, а Он милосерд к людям не только тогда, когда они страдают невинно, но и когда эти страдания - результат их собственных ошибок.
Ведь так просто сказать в адрес человека, попавшего в беду: "Он сам виноват, он сам навлек это на себя," и поэтому не чувствовать за собой никакой ответственности за него.
Христианское же милосердие направлено к каждому попавшему в беду человеку, даже если он сам навлек на себя эту беду.
Также нам нужно понять, что мудрость - это не просто чувство или мысль, это действие.
Поэтому Иаков пишет: "13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью."
То, что мы с вами рассмотрели, это и есть мудрое поведение, которое можно увидеть, как в Жизни Иисуса Христа, так и в Его учении.
Жизнь же, основанная на любых других принципах (особенно «быть мудрым в глазах своих»), глупа и бестолкова, это есть мудрость бесовская. (Иак.3:13-17)
"14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое." (Иак.3:13-18)
- Посмотрите на нашу жизнь, в этой жизни мы часто можем видеть многих успешных людей, но их успех можно назвать «успехом в кавычках», так как он был построен не на Божьей мудрости, а на бесовской.
Многие люди, чтобы продвинуться по службе или заработать больше денег, или же приобрести большую славу, часто прибегают к различным ухищрениям:
Обманывают, строят интриги, "ходят" по головам, наговаривают на своих сослуживцев, строят козни. И это все есть мудрость бесовская, неугодная Богу.
И эти люди и не подозревают, что они становятся просто орудиями сатаны, который их руками хочет разрушить человеческие жизни, вводя их в проклятия.
Поэтому, дорогие мои братья и сёстры, если мы действительно хотим быть мудрыми и успешными в этой жизни и своей мудростью прославлять Имя Господне, нам нужно сделать правильный выбор в пользу Иисуса Христа и Его учения и это есть начало нашей мудрости!
И тогда мы во всей полноте сможем жить мудрой и успешной жизнью, принося достойные плоды для нашего Бога, так:
"3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа." (2Петр.1:3-8)