Люди часто спрашивают: Какой самый большой грех на земле или какие самые большие грехи на земле? Однажды и Мартин Лютер также задумался над этим вопросом, и он нашел ответ для себя, изучая при этом не тему греха, а тему любви.
Он сделал заключение, что если величайшая заповедь это — любить Бога всем сердцем, то величайшее преступление — не любить Бога всем сердцем.
"36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; "(Матф.22:36-39)
И действительно, две наибольшие заповеди в законе — это любить Бога и любить людей, следовательно, два наибольших греха или отклонения от Божьей нормы- это не любить Бога и не любить людей.
Поэтому гнев Бога направлен, прежде всего, на людей, которые грешат против Бога и людей, в особенности, сердцем своим. (Образ жизни, коварства, обман)
Такова и была социальная и религиозная ситуацию времен Софонии. И Бог через своего пророка безжалостно описывает Божественный гнев за все это.
"2 Все истреблю с лица земли, говорит Господь:
3 истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. " (Соф.1:2,3)
За что же конкретно был гнев Божий, в особенности, на Свой народ?
За то, что они предались поклонению хананейскому богу плодородия Ваалу, солнцу, луне, звездам и Молоху. За их союзы с языческими народами, за их социальную несправедливость. За их духовное безразличие.
То есть пророк Софония предрекает, что для иудеев, за все их грехи и греховный образ жизни, настанет час расплаты, и он обязательно будет.
Также на фоне суда над Иудеями пророк предвещает суд и над всеми нечестивыми народами, и на глобальный вселенский суд над всем миром. Такое у пророков происходит часто.
Пророк называет это – Днём Господа, когда чаша гнева Его уже просто переполнена и готова в определенный день излиться на безрассудные народы.
Фраза «день Господень» появляется в книге трижды (1:7, 8, 14). Эта же идея выражена и другими фразами: «великий день Господа» (1:14), «день гнева» (1:15), «день скорби и тесноты» (1:15), «день опустошения и разорения» (1:15), «день тьмы и мрака»
Дорогие мои братья и сестры, как же это актуально и сегодня, в наши дни, ведь мы, христиане, также прониклись сегодня всеми теми грехами, что были и во дни Софонии. Ладно, если бы это были разовые, случайные или спонтанные поступки, но, к сожалению, для многих христиан это уже стало образом жизни.
- Возьмем к примеру поклонение другим богам, Идолопоклонство (стт. 4-6)
Когда Бог Иегова, как бы не давал желаемого, люди обращались к другим богам. Эти боги были популярны, современны, модны, и как бы они решали множество проблем.
Во время засухи, народ молился и уповал на Бога Иегову, но когда ничего не происходило, тогда народ думал: бизнес умирает, а почему бы нам, на всякий случай, не помолиться и Ваалу, вдруг прокатит. И все, в общем, в этом духе….
Многие и сегодня, не получив что-то от Бога в молитве, не хотят ждать и продолжать доверять Богу и прибегают к различным ухищрениям, неугодным Богу, а иногда и к гадалкам, и к различным махинациям, и ко всем разным непотребностям, лишь бы получить желаемое. Многие готовы уповать на любого идола, ради наживы.
- Также, как и во дни Софонии мы сегодня наблюдаем беззакония руководящего состава, то есть всех тех, кто имеет власть.
"3 Князья его посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости.
4 Пророки его - люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон. " (Соф.3:3,4)
Разве всего этого нет в нашем современном мире, дорогие мои. Если нам дана власть народом, хоть в государстве, хоть в церкви, это только для того, чтобы мы служили этим людям, а не сами обогащались и устраивали себе жизнь.
- Во дни Софонии народ пропитался идеологией, модой и культурой господствующих языческих народов. Так и сегодня вся реклама, и вся идеология построена на достижении успеха и обогащения, и все это влияние развитых стран на нас. Многие христиане и здесь прельстились и находят смысл жизни только в личном успехе, богатстве и обогащении.
Хотя истинная суть должна быть опять же в служении друг другу теми дарами, которыми Бог каждого из нас наделил. Главное же это не обогащение, а исполнения своего предназначения, но кто сегодня об этом думает, учит и размышляет?
- Как во дни Софонии, так и сегодня, мы повсюду видим безразличие к Богу и Его воли и делам. Самоуспокоенность
Даже среди нас христиан столько много людей, которых вообще не интересует церковная жизнь, кроме как один раз прийти на Богослужение. Ни молитвы, ни различные служения, ни субботники, ни ученичество ничего их не интересует. Люди забыли Бога.
Люди, может быть, забыли о Нем, но Он о них не забыл. Он приготовил нечестивых к жертвенному закланию.
В поразительно свежей метафоре этот день сравнивается с пиром, на котором те, которые надеются быть гостями, становятся жертвами.
"Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать. "(Соф.1:7)
И действительно, люди в своей беспечности по отношению к Богу, радуются, обогащаются, получают удовольствие, занимаясь развратом и, вроде как бы ничего не происходит с ними плохого, и они даже приглашены на большой пир, … и тут «бабах», и гнев Господа падает на них., в виде болезней, катастроф, разрушений, предательств…
Но это только пока временные суды, предупреждения, чтобы человек мог покаяться и избежать Глобального суда Божьего над нечестивым народом.
- Самая большая проблема всех поколений, происходит тогда, когда люди своим врагом делают Самого Бога. Кто им тогда поможет? Как они тогда смогут устоять против Него? Нет тогда ни шансов, ни надежды, ни сил, ни защиты. Сплошная проблема!
Апостол Павел сурово предупреждал христиан Рима, говоря о дне Божьего гнева, используя язык Софонии (Рим. 1:18; 2:2-3, 5, 8-9).
"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою." (Рим.1:18) и далее...
Павел предупреждает, что людей, совершающих грехи, перечисленные в послании к Римлянам 1:21-2:1, ждет гнев Божий, подобно тому, что свалился на людей времен Софонии. – такой же призыв дан нам и сегодня, через это слово!
- Ещё одна проблема современного христианства состоит в слишком поверхностном отношении к Божьему наказанию за наши грехи. Нас впечатляет любовь, смерть и прощение Иисуса Христа, но Божий гнев не вызывает чувства благоговейного трепета.
Хотя временных судов Божьих, как над одним человеком, так и над всей семьей, никто не отменял.
В книге Деяний мы можем видеть эти Божьи суды, как на отдельных людях, так и на семьях. Вспомните к примеру – Ананию и Сапфиру, которые хотели обмануть Бога и церковь, за что мгновенно попали под гнев Божий.
Очень серьёзно нам нужно относиться к нашему сердцу и образу жизни, чтобы не попасть под гнев Божий.
И поэтому, завершив описание страшного дня гнева Господня, Софония переходит, наконец, к тому, ради чего он обратился к своим читателям.
Ведь целью его было привести их не в отчаяние, а к покаянию — к той перемене душевного настроя, следствием которого сделалось бы исправление общества в целом.
Посреди мрачной судьбы вторая глава книги Софонии открывает возможность для спасения, которое дарует смиренным людям Божьим проблеск света и надежды во времена жизненных тягот.
"1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный,
2 доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней.
3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня." (Соф.2:1-3)
Необходима собранность всех духовных сил — для самоуглубления каждого и всех: исследуйте себя внимательно! Иначе расплата.
Срочность самоисследования и последующего покаяния подчеркивается пророком трижды повторенным "доколе".
Вкратце об этих стихах можно сказать так: Исследуйте себя внимательно!
пока не наступил назначенный (определенный Богом) день, ибо он наступит очень скоро и тогда поздно будет что-либо изменять: бедствия, которые должны поразить вас в день ярости Господней, обрушатся на вас, и все совершится стремительно.
Далее…, словно как бы, не встретив должного отклика на свою проповедь в основной массе народа, Софония обращается теперь к благочестивой его части (той, что зовется в Библии "остатком"):
Взыщите правду (праведность), смирение. Это и значит следовать Господу. Под "смиренномудрием" пророк понимает не отдельные (сколько бы ни было их) случаи подчинения человека Божией воле, а постоянный настрой его души, образ жизни в подчинении воле Божьей.
У тех, кто так будет жить, есть надежда избежать горькой участи большинства в день гнева Господня. И некоторые из них спасутся. Очевидно, часть их Господь действительно "укрыл" в вавилонском плену.
Дорогие мои братья и сестры!
Наш Бог очень Благ и милостив и готов простить нас, если мы покаемся. И даже если суд над нами неизбежен, Он поддержит, укроет и восстановит нас даже и во время Своего гнева.
Часто нам, как родителям, все-таки, приходится наказывать своих детей, чтобы преподать им урок, даже и после их раскаяния.
Но во время прохождения их наказания, нам очень жалко наших детей, и мы способствуем тому, чтобы наказание нашего ребёнка прошло наиболее комфортно для него, и чаще всего, мы выводим его из наказания раньше времени.
Если даже мы, плотские родители ,так поступаем со своими детьми, то коль ми паче Бог. Насколько Его милость выше нашей. Но для этого Он ждёт от нас покаяния, то есть изменения нашего мышления и образа жизни, чтобы было основание для прощения.
И Иоанн Креститель последний пророк ВЗ и Иисус Христос, пришедший Мессия, прежде всего ждали от своих соплеменников покаяния.
Также уже и после смерти и воскресенья Христа первая проповедь Петра, заканчивалась призывом к покаянию:
"Петр же сказал им: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. "(Деян.2:38)
Также для всех тех, которые ещё не со Христом, нужно принятие Иисуса Христа, как Своего Господа и Спасителя. Таким образом вы избежите гнева Божия, как временного, так и глобального, вечного.
И Третья часть книги Софонии рассказывает о великом ликовании Бога по поводу нашего спасения (3:14-17).
"13 Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.
14 Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!
15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.
16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!"
17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием." (Соф.3:13-17)
Дорогие мои, мы, христиане и дети Божии, и поэтому мы должны соответствовать этому, дабы Славить Имя Господне по всей земле, и таким образом, мы избежим гнева Божия. Поэтому - Исследуйте себя внимательно, исследуйте!