5 183 просмотров

Вестминстерское Исповедание Веры

Вестминстерское Исповедание Веры

Вестминстерское Исповедание Веры было написано на Вестминстерской Ассамблее, собиравшейся в Церкви Аббатства в Вестминстере, Англия, с 1 июля 1643 г. по 22 февраля 1649 г. Богословы и пасторы со всей Европы (всего 151 делегат) провели 1163 полных дня заседаний, чтобы разработать ряд положений христианской веры, предназначенных для церквей в целом (Вероисповедание), для обучения детей (Краткий Катехизис) и взрослых (Полный Катехизис). Эта Ассамблея остается наиболее продолжительным в истории собранием такого внушительного числа христианских ученых-богословов разных стран, созванных вместе для написания исповедания веры. Результатом этих встреч явилось несравненное по точности, исчерпывающее и наилучшим образом подкрепленное цитатами из Священного Писания изложение христианской веры. Целью написания этих документов было сохранение основополагающих библейских истин для будущих поколений христиан — тех, которых Бог призовет из тьмы в свет.

Глава 1. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

1. 1. Хотя свет природы, дела творения и провидение в такой значительной мере являют благость, мудрость и силу Бога, что лишают человека оправдания 1, все же их недостаточно для того, чтобы дать то знание о Боге и Его воле, которое необходимо для спасения2 : поэтому было угодно Господу – в разные времена и различным образом – открыть Себя и объявить Свою волю Его Церкви 3, а затем, для лучшего сохранения и распространения истины и для более верного установления и упрочения Церкви против испорченности плоти, злобы сатаны и мира сего, передать всю полноту истины 4 на письме, что делает Священное Писание в высшей степени необходимым. 5 Прежние пути откровений Божиих Его воли Своему народу ныне закрыты. 6

1. 3. Книги, имеющие название Апокрифы, не являются богодухновенными, не входят в канон Священного Писания, и посему не имеют авторитета для Церкви Божией. Не должно принимать или применять их с отличием от других человеческих писаний. 7

1.4. Авторитет Священного писания, которому должно верить и подчиняться, зиждется не на свидетельстве какого-либо человека или церкви, но всецело на Боге (Который есть сама истина) – Авторе Священного Писания; и поскольку Священное Писание есть Слово Божие, оно должно быть принято. 8

1.5. Мы можем быть движимы и побуждаемы свидетельством Церкви к в высшей степени благочестивому почитанию Священного Писания. 9 Его небесная природа, сила учения, великолепие стиля, согласие всех его частей, замысел в целом (о том, что должно отдать все славу Богу), полнота раскрытия Писанием единственного пути спасения человека, множество других несравненных достоинств, совершенство Писания в целом – все это является доказательствами, посредством которых оно обильно свидетельствует о том, что оно есть Слово Божие. И все же наше полное убеждение и уверенность в непогрешимой правде и Божественном авторитете Писания исходят от действия Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах Словом и согласно Слову. 10

1.6. Весь замысел Божий относительно того, что необходимо для Его собственной славы, спасения человека, веры и жизни – либо ясно изложен в Писании, либо с правильной и очевидной последовательностью может быть выведен из него. К Священному Писанию ни в какое время ничего не может быть добавлено, независимо от того, независимо от того, будут ли это новые откровения Духа или предания человеческие. 11 Тем не менее мы признаем, что внутреннее освещение Духом Божиим необходимо для спасительного понимания всего этого так, как оно изложено в Слове; 12 мы признаем также и то, что существуют определенные обстоятельства, касающиеся богослужения и управления Церковью, которые являются общими для объединений людей и видов деятельности, и которые следует учитывать, руководствуясь здравым смыслом и христианским благоразумием, согласно общим правилам Слова, обязательным для соблюдения. 13

1.7. Не все в Писании равным образом понятно само по себе, или же одинаково ясно для каждого; 14 и все же то, что необходимо знать, во что веровать, и что соблюдать для нашего спасения, так ясно представлено и раскрыто в соответствующих местах Писания, что не только ученые, но и простые люди, применяя правильным образом здравое рассуждение, могут достичь достаточного их понимания. 15

1.9. Непогрешимое правило толкования Писания есть само Писание, и таким образом, когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно. 16

1.10. Высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, и Которым проверяются все постановления соборов, мнения древних писателей, учения человеческий и личные откровения, и на суждениях Которого мы должны основываться, может быть не кто иной, как Святой Дух, говорящий в Писании. 17

Глава 2. О БОГЕ – СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

2.1. Есть только один 18 живой и истинный Бог 19 – бесконечный в бытии и совершенстве 20, чистейший дух 21, невидимый 22, бестелесный, нераздельный 23, не подверженный страстям 24, неизменный 25, беспредельный 26, вечный 27, непостижимый 28, всемогущий 29, в высшей степени мудрый 30, святой 31, свободный 32 и абсолютный 33, соделывающий все по изволению Своей неизменной и наиболее праведной воли 34 для Его собственной славы 35; в высшей степени любящий 36, благой, милосердный, долготерпеливый, обильный в добре и истине, прощающий беззакония, преступления и грех 37; вознаграждающий тех, кто усердно ищет Его 38; вместе с тем, наиболее справедливый и грозный в Своих суждениях 39, ненавидящий грех 40, и ни один виновный не избегнет Его наказаний. 41

2. 2. Бог имеет всю жизнь 42, славу 43, благость 44 и блаженство 45 в Себе и из Себя; только Бог полностью достаточен в Себе и для Себя, и не нуждается в чем-либо от творений, которые Он создал 46, не имеет надобности в получении славы от них 47, ибо Его лишь собственная слава является в них. Он есть единственный источник всего сущего: все чрез Него, Им и к Нему 48. Он имеет в высшей степени суверенную власть над всеми творениями, чтобы поступать с ними так, как Ему угодно 49. Пред Его очами все открыто и явлено 50; Его знание безгранично, безошибочно, не зависит от творений 51, - потому для Него нет чего-либо неожиданного или неопределенного. 52 Он в высшей степени свят во всех Своих помыслах, во всех деяниях, во всех повелениях. 53 Всякое поклонение, служение и послушание ангелов, людей и иных творений должно быть лишь Богу, что и угодно Ему требовать от них. 54

Глава 3. О БОЖИИХ ВЕЧНЫХ УСТАНОВЛЕНИЯХ

3.1. Бог прежде вековых времен по изволению Своей в высшей степени мудрой и святой воли установил порядок того, что произойдет. 55 В то же время Бог не есть автор греха 56, над волей творения нет насилия, свобода или вероятность вторичных причин не устранены, но, напротив, утверждены. 57

3.2. Хотя Бог знает все, что может произойти при всех возможных обстоятельствах 58, все же Он повелел чему именно быть не по причине того, что Он предвидел все будущее или могущее произойти при определенных условиях. 59

3.3. По установлению Божию, для явления славы Его, одни люди и ангелы 60 предопределены к вечной жизни, другие предназначены к вечной смерти. 61

3.4. Все ангелы и люди, и предопределенные и предназначенные, предуставлены лично и неизменно, их число определено и установлено таким образом, что оно не может быть увеличено или уменьшено. 62

3.5. Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог, – еще прежде создания мира, – согласно Своему вечному и неизменному намерению и тайному изволению Его благой воли, избрал во Христе в вечную славу 63, и это исключительно по Его благодати и любви, без какого бы то ни было предвидения их веры или добрых дел, или их верности, или чего-либо иного в людях, что было бы для Бога условием или причиной сделать это. 64 Все сделано только для прославления Его великой благодати. 65

3.6. Предуставив избранных к славе, Бог, по изволению Своей вечной и независящей от чего бы то ни было воли, предопределил все, что для этого необходимо. 66 Падшие в Адаме избранные искуплены Христом 67, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, действующим в должное время, оправданы, усыновлены, освящены 68, сохраняются Его силой через веру ко спасению. 69 Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен, – никто, кроме избранных. 70

3.7. Остальных людей было угодно Богу, по непостижимому изволению Его собственной воли, оставить во грехах,a – ибо Он дает и удерживает благодать по Своему изволению, для явления славы своей суверенной власти над творениями, – и определить их на бесчестие и гнев Божий за эти грехи, к похвале Его величайшей справедливости. 71

3.8. С догматом о Предопределении следует обращаться в высшей степени благоразумно и осторожно, 72 ибо в нем содержится тайна Божия, чтобы люди, внимающие воле Бога, явленной в Его Слове, и подчиняющиеся ей, могли быть убеждены в их вечном избрании, основываясь на уверенности в их действительном призвании. 73 Пусть этот догмат послужит к благочестию, восхвалению и почитанию Бога, 74 к смирению, усердию и обильному утешению всех, кто от всего сердца следует Евангелию. 75

Глава 4. О ТВОРЕНИИ

4. 1. Богу Отцу, Сыну и Святому Духу 76 – для явления славы Его вечной силы, мудрости и благости 77 – было угодно вначале сотворить (или соделать) из ничего мир и все находящееся в нем, видимое и невидимое; сие было сотворено за шесть дней; и все весьма хорошо. 78

4. 2. После того, как Бог соделал прочие творения, Он сотворил по Своему образу и подобию 79 человека, мужчину и женщину 80, с разумными и бессмертными душами 81, наделенных знанием, праведностью и истинной святостью, дал им запечатленный в сердцах Закон Божий 82, и силу исполнять его 83, которые вместе с тем были предоставлены свободе их подверженной изменению собственной воли, имевшей возможность нарушения его. 84 Помимо этого Закона, запечатленного в их сердцах, они получили повеление не есть плодов с древа познания добра и зла 85, и пока они соблюдали его, они были счастливы в своем общении с Богом и владычествовали над всякой тварью. 86

Глава 5. О ПРОВИДЕНИИ

5.1. Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает, направляет, распоряжается и управляет всеми тварями, делами и явлениями – от величайшего до ничтожнейшего, – по Его в высшей степени мудрому и святому провидению, согласно Его безошибочному предузнанию и свободному и неизменному изволению Своей собственной воли, в похвалу славы Его мудрости, силы, справедливости, благости и милости.

5. 5. В высшей ступени мудрый, праведный и милостивый Бог часто на некоторое время предоставляет Своих детей самим себе в разнообразных искушениях и испорченности их сердец, давая им целительное наказание за совершенные грехи, открывая им лживость их сердец и скрытую силу греховности, чтобы таким образом привести их к смирению, подвигнуть их быть ближе к Нему, постоянно искать опору в Нем, сделать их более осторожными в отношении будущих проявлений греха; и для различных других справедливых и святых намерений.

5. 6. Бог, будучи праведным судией, нечестивых и безбожных людей за их грехи соделывает слепыми и упорствующими. Он лишает их не только Своей благодати, которой они могли бы быть просвещены в их разумении и которая действовала бы в их сердцах, но порой лишает и тех даров, что они имели, и оставляет их на то, что служит их испорченной природе поводом ко греху; более того, отдает их во власть собственных похотей, искушений мира и силы сатаны. То, от чего они ожесточают себя. Бог использует для исправления других.

5. 7. Провидение Божие, распространяясь на все творение в целом, наиболее особенным образом заботится о Его Церкви, соделывая все к ее благу.

Глава 6. О ПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА, О ГРЕХЕ И О НАКАЗАНИИ ЗА НЕГО

6.1. Соблазненные коварством и искушением сатаны, наши прародители согрешили, съев запретный плод. Этот грех Богу было угодно, согласно в высшей степени мудрому и святому изволению Его воли, попустить с целью распорядиться им для Своей славы.

6.2. По причине этого греха они отпали от своей первоначальной праведности и общения с Богом, и потому стали мертвыми во грехе, всецело осквернились в отношении всех способностей души и частей тела.

6.3. Будучи прародителями всего человечества, они передали всем своим потомкам вмененную вину за грех, смерть во грехе и свою порочную природу, которые передавались из поколения в поколение.

6.4. По причине этой изначальной испорченности мы в высшей степени не расположены и не способны к добру, сделались его противниками, всецело склонны к греху и совершению всяческих проступков.

6.5. Испорченность природы проявляется в течение всей земной жизни, сохраняясь даже в возрожденных: и хотя она через Христа прощена и умерщвлена, все же и сама она, и все ее побуждения остаются воистину греховными.

6.6. Всякий грех, и первородный и совершенный, есть нарушение праведного закона Божия, противен ему, по самой своей природе возлагает вину на грешника, который чрез него предан гневу Божию и проклятию закона, подлежит смерти и всем духовным страданиям, временным и вечным.

Глава 9. О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ

9.1. Бог наделил волю человека природной свободой, воля не принуждаема, не определена в связи с какой-либо природной необходимостью делать добро или зло.

9,2. Человек в своем изначальном состоянии невинности имел свободу и силу воли желать и делать доброе и угодное Богу; но свобода не была дана постоянно и неизменно, человек мог отпасть от нее.

9.3. По причине грехопадения человек полностью утратил всякую способность воли к духовному добру, сопутствующему спасению. Поэтому человек по своей природе, будучи всецело отвращен от добра, мертвый во грехах - не способен своими собственными усилиями изменить себя или приготовить себя к этому изменению.

9.4. Когда Бог изменяет грешника и приобщает его к благодатному состоянию, тогда человек освобождается от природных уз греха и становится - по одной лишь благодати - способным по своей воле желать и делать добро духовное. Все же по причине остающейся в нем испорченности, он не делает добро совершенным образом; помимо желания добра у него сохраняется желание зла.

9.5. Воля человека соделывается совершенно и неизменно свободной творить только добро лишь в состоянии славы.

Глава 10. О ДЕЙСТВЕННОМ ПРИЗВАНИИ

10.1. Всех, кого Бог предопределил к вечной жизни, и только их. Ему угодно в определенное и соответствующее время призвать Своим Словом и Духом из состояния греха и смерти, в котором они находятся по природе, - к благодати и спасению чрез Иисуса Христа; духовно и спасительно просветить их разум, чтобы они могли понимать дела Божий; взамен каменных их сердец дать сердца плотяные; обновить их волю и Своей всемогущей силой определить их к добру; и действенно привлечь к Иисусу Христу; но так, что они приходят в высшей степени добровольно, ибо Его благодатию соделываются такими, что желают этого.

10.4. Остальные же неизбранные, хотя и могут быть призваны служением Слова и иметь некоторое общее воздействие Святого Духа, все же никогда истинно не придут ко Христу, и потому не могут быть спасены. Еще менее могут люди, не исповедующие христианскую веру, спастись каким-либо иным образом, как бы они ни были усердны в согласовании своей жизни со здравым смыслом и законом той религии, которую они исповедуют; и заявления и утверждения, что они могут, являются совершенно пагубными и должны быть с презрением отвергнуты.

Глава 14. О СПАСИТЕЛЬНОЙ ВЕРЕ

14.1. Благодать веры, дающая избранным способность уверовать ко спасению душ, – есть деяние Духа Христова в их сердцах, которое обычно совершается через служение Слова. Этим, а также совершением Таинств и молитвой вера возрастает и укрепляется.

14.2. По вере христианин признает, что все, открытое в Слове, истинно, поскольку авторитет Самого Бога говорит ему об этом, и сообразно тому, что содержит каждое отдельное место Писания, христианин действует, подчиняясь повелениям, страшась угроз наказания, принимая обетования Божий, касающиеся этой жизни и той, что грядет. Важнейшие деяния спасительной веры таковы: принятие и обретение Христа, возложение упования только на Христа – для оправдания, освящения и вечной жизни посредством завета благодати.

14.3. Вера различается по степени силы или слабости, часто и разнообразно может подвергаться нападкам и ослабевать, но одерживает победу, во многих возрастая до обретения совершенной уверенности во Христе, Который является как автором, так и совершителем нашей веры.

Глава 16. О ДОБРЫХ ДЕЛАХ

16.1. Делами добрыми являются только те дела, которые Бог заповедал в Своем Святом Слове. Таковыми не являются дела, не имеющие подтверждения в Слове, придуманные человеком в слепом рвении или совершенные под предлогом хороших намерений.

16.2. Добрые дела, совершаемые в послушании заповедям Божиим, есть плоды и свидетельства истинной и живой веры. Верующие проявляют ими свою благодарность, укрепляют уверенность в спасении, назидают своих братьев, украшают исповедание Евангелия, заграждают уста противникам и прославляют Бога, ибо они есть Его творение и созданы на добрые дела во Христе Иисусе с тем, чтобы, имея плод святости, они могли иметь и жизнь вечную.

16.3. Способность верующих творить добрые дела исходит не от них самих, но всецело от Духа Христова. И чтобы они могли быть способными к этому, необходимо, наряду с полученными ранее дарами, действенное влияние Святого Духа, соделывающего в них волю желать и делать то, что Ему угодно. Однако верующим нельзя становиться нерадивыми под предлогом, будто они не обязаны исполнять свой долг до тех пор, пока не получат особого побуждения от Духа. Напротив, им следует со старанием взгревать пребывающую в них благодать Божию.

16.4. Те, кто в своем послушании достигают величайших высот, возможных в этой жизни, все же слишком далеки от того, чтобы превзойти и сделать больше, чем требует Бог, ибо они не могут достичь даже того, что они обязаны делать по долгу.

16.5. Нашими самыми лучшими делами мы не можем заслужить у Бога прощение грехов или вечную жизнь по причине огромного несоответствия между ними и грядущей славой, бесконечного расстояния между нами и Богом. Делами мы не можем ни принести пользу Ему, ни удовлетворить Его за наши прошлые грехи. Исполняя все, что мы можем сделать, мы исполняем лишь долг наш, как ничего не значащие рабы. И сами дела являются добрыми только потому, что исходят от Его Духа. Но поскольку эти дела сотворены нами, они загрязнены и смешаны с такой слабостью и несовершенством, что не могут вынести сурового суда Божия.

Глава 17. О НЕОТСТУПНОСТИ СВЯТЫХ

17.1. Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призванные и освященные Его Духом, - не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но, напротив, будут настойчивы в нем до конца, и обретут вечное спасение.

17.2. Неотступность святых зависит не от их собственной воли, но от неизменного установления избрания, проистекающего из свободной и неизменной любви Бога Отца, зиждется на действенности заслуги и ходатайства Иисуса Христа, непреложности Духа, семени Божия в них, и от природы завета благодати. Изо всего этого происходит также уверенность и непогрешимость.

17.3. Тем не менее, будучи искушаемы сатаной и миром, а также по причине остающейся в них испорченности плоти и небрежения средствами оберегания себя, они могут впадать в прискорбные тяжкие грехи и какое-то время пребывать в них. Этим они вызывают недовольство Бога и огорчают Его Святого Духа. Они лишаются некоторой доли благодати и утешений, ожесточаются их сердца, ранится их совесть. Этим они приносят боль и бесчестие другим, а сами навлекают на себя временную кару.

Глава 18. ОБ УВЕРЕННОСТИ В БЛАГОДАТИ И СПАСЕНИИ

18.4. Уверенность истинно верующих в спасении может быть поколеблена, ослаблена или утеряна по причине небрежения сохранения ее, или по причине впадения в особый грех, который ранит совесть и огорчает Духа, или от некоторого внезапного или сильного искушения, или от того, что Бог скрывает свет лица Своего и подвергает ходить во тьме и не иметь света даже боящихся Его. Все же они никогда не лишаются полностью семени Божия и жизни веры, любви Христа и братьев, искренности сердца и сознания долга, поэтому в должное время по действию Святого Духа их уверенность в спасении возродится, а сами они будут удержаны от крайнего отчаяния.

Глава 20. О ХРИСТИАНСКОЙ СВОБОДЕ

И СВОБОДЕ СОВЕСТИ

20.1. Свобода, которую Христос приобрел для верующих, пребывающих в евангельской благодати, состоит в освобождении от вины греха, от осуждающего гнева Божия и от проклятия ветхозаветного закона; 87 также в их избавлении от порочного мира сего, от уз сатаны, от господства греха, 88 от злой скорби, от жала смерти, от победы могилы и вечных страданий. 89 Свобода дает беспрепятственный доступ к Богу. 90 Верующие склоняются в послушании Ему не в рабском страхе, но в детской любви, с желанием этого разумом. 91 Христиане, имея привилегии верующих под законом, 92 во время действия Нового Завета обладают большей свободой, освобождаясь от ига обрядового закона, которому была подчинена Иудейская Церковь, 93 имеют великое дерзновение приступать к престолу благодати 94 и более полное общение со свободным Духом Божием, чем это было доступно верующим под законом. 95

20.2. Один Бог есть Господь совести, 96 Он предоставил ей свободу от учений и установлений человеческих, если они находятся хотя бы в малейшем несоответствии с Его Словом или дополняют что-либо к нему вbделах веры и богослужения. 97 Поэтому следовать подобным учениям или подчиняться подобным установлениям означает предать истинную свободу совести; 98 требовать слепой веры, абсолютного и бездумного послушания есть нарушение свободы совести и разума. 99

20.3. Те, кто под предлогом христианской свободы совершают какой-либо грех или потворствуют похотям, искажают смысл христианской свободы, которая дана нам для того, чтобы мы, избавленные от рук врагов наших, могли служить Господу без страха, быть в святости и праведности пред Ним во все дни нашей жизни. 100

20.4. Правительства, которые Бог установил, и свобода, которую Христос приобрел для нас, предназначены Богом не для разрушения, но для взаимной поддержки и сохранения друг друга; тот, кто под предлогом христианской свободы восстает против какой-либо законной гражданской или церковной власти или законных ее действий, тот восстает против Божиего порядка. 101 Поэтому обнародование подобных мнений или поддержка подобных действий противоречат здравому смыслу и основным христианским принципам в отношении веры, богослужения и общения, и противостоят власти благочестия. Вот почему подобные ошибочные мнения или действия, а также какое-либо обнародование или поддержка их, являются по своей природе разрушительными для вечного мира и порядка, которые Христос установил в Церкви. Такие люди могут быть законно призваны к ответу 102 и подлежат судам Церкви и гражданской власти. 103

Глава 21. О БОГОСЛУЖЕНИИ И СУББОТНЕМ ДНЕ

21.1. Здравый смысл показывает, что существует Бог, имеющий власть и господство над всем; что Он есть добро и делает добро во всем; и потому следует бояться и любить Его, восхвалять, призывать и доверять Ему, и служить всем сердцем, всею душою и всем разумением. Приемлемый путь поклонения истинному Богу установлен Им Самим и точно определен Его собственной явленной волей, поэтому не должно быть поклонения, основанного на воображении или вымыслах человеческих, или по внушению сатаны. Ему нельзя поклоняться, используя зримые изображения или что-либо иное, не предписанное Священным Писанием.

21.2. Поклонение должно быть только Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу, и Ему одному; ни ангелам, ни святым, ни каким-либо иным творениям; и поскольку со времени грехопадения мы не можем обойтись без Посредника, у нас нет иного посредника, кроме одного Христа.

21.5. Обычное Богослужение состоит в благочестивом и богобоязненном чтении Писания, здравом проповедовании, слушании Слова с пониманием, в послушании Богу с разумением, верой и благоговением, в пении псалмов с благодатью в сердце, а также в правильном совершении и принятии Таинств, установленных Христом — таковы чины обычного богослужения. Помимо них (по особым случаям и при определенных обстоятельствах) даются духовные клятвы и обеты, соблюдаются возвышенные посты, возносятся особые благодарения; все должно совершаться святым и духовным образом.

21.6. Ныне, во время Евангелия, ни молитва, ни что-либо другое в поклонении Богу не привязаны и не делаются более приемлемыми через какое-либо место, где они совершаются, или по направлению к нему; Богу должно поклоняться на всяком месте в духе и истине, будь то в своей семье ежедневно, или уединяясь одному, а также более торжественно в собраниях, которые не следует беззаботно или намеренно пропускать или пренебрегать ими, когда Бог Своим Словом или провидением призывает к ним.

21.7. Даже согласно здравому рассуждению, для поклонения Богу следует уделить должную часть времени; в Слове имеется утвердительное, духовное и вечное повеление, обязывающее всех людей во все времена святить в Господе один день из семи, особо выделенный Богом; и от начала мира до воскресения Христа этот день был последним днем недели, а после воскресения Христа был изменен на первый день, который Писание называет Днем Господним, и который будет продолжаться до скончания веков как Христианская Суббота.

Глава 23. О ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ

23.1. Бог, Господь господствующих и Царь царей всего мира, установил над людьми гражданскую власть, которая подчинена Ему, - для Своей славы и общего благоденствия; и с этой целью дал им в руки меч власти, чтобы защищать и поддерживать делающих добро и наказывать преступников.

23.2. Для христиан вполне законно принимать на себя и исполнять должность гражданского правителя, когда они призваны на такое служение; в делах управления им следует прежде всего поддерживать благочестие, справедливость и мир, в соответствии со здравыми законами общества, и если того требует справедливость и необходимость, они могут законным образом, в согласии с Новым Заветом, применять военные действия.

23.4. Долг народа молиться за правительство, почитать его представителей, платить налоги и подати, повиноваться его законным постановлениям и подчиняться ему по совести. Безверие или отличие в вере не лишает правительство власти, если она справедлива и законна, и не может служить освобождением от должного послушания ей; от этого не избавлены церковные служители; на территории данного правительства Папа (или любой другой служитель церкви, независимо от его положения) не имеет над ним власти или юрисдикции, особенно в отношении жизни или имущества его граждан, если он пожелает судить их как еретиков или под каким бы то ни было иным предлогом.

Глава 25. О ЦЕРКВИ

25.1. Вселенская (или всеобщая) Церковь, будучи невидимой, состоит из полного числа избранных - всех тех, кто был, есть и будет собран воедино под Христом, своим Главой, и является Его невестой. Его телом и Его полнотой, наполняя все во всем.

25.2. Видимая церковь, которая также является вселенской (или всеобщей), во время Евангелия несводимая к одной нации, как во времена закона, состоит из всех живущих на земле верующих, которые исповедуют истинную веру, а также их детей, и является Царством Господа Иисуса Христа, обителью и семьею Божией; вне Церкви, как правило, нет спасения.

25.3. Этой всеобщей видимой Церкви Христос дал служителей, непреложные истины и установления Божий - для собрания и совершенствования святых во время их земной жизни; так будет до скончания веков; и Своим собственным присутствием и Своим Духом, согласно Его обетованию, делает их способными к этому совершенствованию.

25.4. В разные времена Вселенская Церковь была более или менее видимой. Отдельные церкви, входящие в нее, различаются по чистоте, смотря по тому, чему учит та или иная церковь, как полно объемлет Евангелие, как совершаются Таинства, и как свято проводится богослужение.

25.5. Самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам, и некоторые из них настолько пали, что совсем перестали быть Христовыми церквами, но превратились в синагоги сатаны. Тем не менее, на земле всегда будет стоять истинная Церковь, чтобы поклоняться Богу в согласии с Его волей.

Глава 27. О ТАИНСТВАХ

27.1. Таинства являются святыми знаками и печатями завета благодати, установлены непосредственно Богом, чтобы отображать Христа и Его блага, подтверждать нашу заинтересованность в Нем; также для установления видимого различия между теми, кто принадлежит к церкви, и всем остальным миром, и торжественного совершения их во Христе во время богослужения, согласно Его Слову.

27.2. В каждом Таинстве имеется духовная связь, или сакраментальный союз, между знаком и тем, что он означает; при совершении Таинства имена и действие одного прилагаются ко другому.

27.3. Благодать, явленная в должным образом совершенном Таинстве (или через него), исходит не от какой-либо силы самого Таинства, также действенность Таинства не зависит от благочестия и намерений того, кто его совершает, но все исходит от работы Духа и от слова установления, которое содержит, наряду с полномочиями на его свершение, обетование благ достойным его сопричастникам .

27.4. Нашим Господом Иисусом Христом установлены в Евангелии только два Таинства: Крещение и Вечеря Господня; ни одно из них не может совершаться ни кем, кроме служителя Слова, поставленного законным образом.

27.5. Таинства Ветхого Завета в отношении духовных вещей, которые они обозначали и отображали, были по своей сути теми же самыми, что и Таинства Нового Завета.

Глава 28. О КРЕЩЕНИИ

28.1. Крещение - это Таинство Нового Завета, установленное Иисусом Христом, и является не только торжественным вводом крещаемого в видимую Церковь, но также является для него знаком и печатью завета благодати, его привития ко Христу, возрождения, отпущения грехов, вручения его Богу чрез Иисуса Христа, чтобы ходить стезями обновленной жизни; сие установленное Христом Таинство должно совершаться в Его церкви до скончания веков.

28.2. Вода есть внешний элемент, применяемый в этом Таинстве, которой приходящий ко крещению крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа законным образом назначенным служителем Евангелия.

 

Глава 29. О ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ

29.1. Наш Господь Иисус в ночь, когда был предан, установил Таинство Своего тела и крови, называемое Вечерей Господней, которое следует соблюдать в Его церкви до скончания веков, - для вечного воспоминания о принесении Им Себя в жертву в Его смерти, для запечатления истинно верующих всеми ее благами, для их духовного насыщения и возрастания во Христе, для их более полного осознания того, чем они обязаны Ему. Вечеря Господня есть подтверждение и залог общения верующих со Христом и друг с другом как членов Его духовного тела. 104

29.2. В этом Таинстве Христос не возносится к Своему Отцу, не приносится также какая-либо реальная жертва во отпущение грехов живым или мертвым 105, но воспоминается Тот, Кто Сам отдал Себя на заклание, приняв за всех смерть на кресте, и за это воздается духовно наивысшая хвала Богу. 106 Таким образом, так называемая папистская жертва мессы (как они называют это) является отвратительной и оскорбительной по отношению к Самому Христу, единственной жертве, единственному умилостивлению за все грехи избранных. 107

29.3. В этом Таинстве Господь Иисус определил Своим служителям возвещать Его установления, возносить молитвы, благословлять хлеб и вино, чтобы отделить их для святого применения от всего остального, брать и преломлять хлеб, брать чашу и, принимая участие самим, давать то и другое участникам свершения Таинства; 108 но никому из тех, кто в данное время не присутствует при этом. 109

29.4. Принятие причастия одним священником или каким-либо иным одним человеком 110, а также лишение людей чаши 111, поклонение предметам причастия, возношение их, обнесение их вокруг для поклонения, оставление их под предлогом какого-либо религиозного употребления, - все это является противным сущности Таинства, установленного Христом. 112

29.5. Должным образом отделенные для совершения установленного Христом Таинства внешние хлеб и вино, имеют такое же отношение к распятому Христу, что иногда в священном смысле называются именами предметов, которые они представляют, а именно: плоть и кровь Христа 1113, и это истинно, хотя по существу и своей природе они все же остаются в действительности только хлебом и вином, как и были прежде. 114

29.6. Учение, которое поддерживает мнение о пресуществлении (изменении) хлеба и вина, превращения их по сути в плоть и кровь Христову посредством освящения священником, или каким-либо иным образом, противно не только Писанию, но даже здравому смыслу и разумению, уничтожает природу Таинства, и было и есть причиной всевозможных предрассудков, даже более того, – тяжкого идолопоклонства. 115

29.7. Достойные причастники, внешним образом принимающие видимые элементы Таинства 116, так же по вере, духовно (а не плотски), получают духовную пищу от распятого Христа, и все блага, явленные Его жертвенной смертью, и это истинно так; реальные плоть и кровь Христа не присутствуют ни в хлебе ни в вине, ни с ними, ни вместо них, однако во время совершения Таинства настолько действенно предстают духовным образом по вере человека, насколько действенно хлеб и вино предстают для органов чувств. 117

29.8. Хотя невежественные и нечестивые люди и получают внешние элементы Таинства, однако они не получают того, что означается ими, и своим недостойным приходом к Причастию виновны против плоти и крови Господней к их собственному проклятию. Посему все невежественные и безбожные люди, будучи непригодны разделить радость общения с Ним, недостойны трапезы Господней и не могут, доколе не изменятся, причащаться этих святых таинств 118 или быть допущены к ним 119, не совершая этим великий грех против Христа.

Глава 30. ЦЕРКОВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

30.1. Господь Иисус, властитель и глава Своей Церкви, передал управление ею в руки церковнослужителей, отличающихся по своему положению от гражданских правителей.

30.2. Этим служителям вверены ключи от Царства Небесного, благодаря чему они имеют власть оставить или отпустить грехи, словом и наказанием затворить Царство перед некающимися и отворить его кающимся грешникам через благовестие и освобождение от наказания, в зависимости от того, что требуется в данном случае.

30.3. Церковные меры воздействия необходимы для исправления и приобретения совершающих проступки братьев, для удержания других от подобных проступков; для очищения от порочной закваски, которая может испортить целое; для защиты чести Христовой, святого исповедания Евангелия, для предотвращения гнева Божия, который справедливо может обрушиться на Церковь, если Его завет и удостоверения завета подвергнутся кощунству упрямых и отъявленных богопротивников.

30.4. Для лучшего исполнения указанного выше служителям церкви следует применять меры воздействия: увещевание, недопущение на некоторое время к Таинству Вечери Господней, отлучение от Церкви, все сообразно сущности проступка и недостатков человека.

Глава 31. О СИНОДАХ И СОБОРАХ

31.1. Для лучшего управления Церковью и дальнейшего ее созидания должны созываться собрания, обычно именуемые Синодами или Соборами.

31.3. Синодам и соборам принадлежит право пастырей решать спорные вопросы веры и вопросы совести, устанавливать правила и давать указания относительно лучшего проведения богослужения и управления Церковью Божией; принимать жалобы в случаях плохого правления, и властно выявлять подобные случаи. Их постановлениям и решениям, если они находятся в согласии со Словом Божиим, должно подчиняться с благоговением и смирением, не только по причине их согласия со Словом, но и потому, что они приняты властью, установленной для этого Богом, о чем указано в Его Слове.

31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но применяются в помощь им.

Глава 32. О СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ

И О ВОСКРЕШЕНИИ ИЗ МЕРТВЫХ

32.1. Тела людей после смерти возвращаются в прах, чтобы увидеть тление, а их души, обладая бессмертной сущностью, не умирают и не засыпают, но немедленно возвращаются к Богу, Который и дал их. Души праведников соделываются совершенными в святости и принимаются на небеса, где лицезреют Бога в свете и славе, ожидая полного искупления их тел, а души нечестивых низвергаются в ад, где пребывают в муках и кромешной тьме, соблюдаемые на суд великого дня. Кроме этих двух мест для обитания души, разделенной с телом, Писание не признает никаких других.

32.2. В последний день, все живые не умрут, но изменятся, а все умершие восстанут в своих телах, тех же самых, хотя и другого свойства, которые будут навечно воссоединены с их душами.

32.3. Силою Христа тела неправедных восстановятся на бесчестие, а тела праведных восстановятся Его Духом к славе и будут уподоблены Его Собственному славному телу.

Глава 33. О ПОСЛЕДНЕМ СУДЕ

33.1. Бог определил день, в который Он будет праведно судить мир чрез Иисуса Христа, Которому даны от Отца вся власть и суд. В тот день будут судимы не только падшие ангелы, но и все люди, когда-либо жившие на земле, предстанут перед судом Христа, чтобы дать отчет в своих мыслях, словах и делах; и получить в соответствии с тем, что они совершили, находясь во плоти, доброе или злое.

33.2. Цель Бога в назначении этого дня есть явление славы Его милости в вечном спасении избранных, и Его справедливости в осуждении отверженных за их грехи и непослушание. Ибо тогда праведные пойдут в жизнь вечную и получат исходящую от присутствия Господа полноту радости и утешения, а нечестивцы, которые не знают Бога и не повинуются Евангелию Иисуса Христа, будут преданы на вечные мучения и подвергнуты наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы Его могущества.

33.3. Чтобы удерживать всех людей от греха, и для большего утешения благочестивых в их несчастиях, Христос желает нашей уверенности в наступлении судного дня; этот день Он сохраняет неизвестным для людей, чтобы они отрясли все плотское благополучие и всегда были бдительны, ибо не знают часа, когда придет Господь; и в любое время были готовы сказать: Гряди, Господь Иисус, гряди скоро! АМИНЬ.

Желающие получить полный текст Исповедания могут заказать его в Обществе "Реформация".

Общество ”Реформация” открыто всем, кому дороги идеалы великой Реформации XVI века, благотворно преобразившей по воле Бога весь христианский мир. Мы хотим помочь людям постичь христианское учение. Мы намерены направить нашу работу на воспитание и образование народа, способствовать духовному росту каждой личности. Мы молим Господа, чтобы наши соотечественники осознали необходимость создания государства, угодного Богу. В основание такого государства может быть положено только Слово Божие.

По вопросам получения номеров “ТЛ” и других публикаций Общества обращайтесь по адресу: а/я 43, г. Москва, 123373. М.Е. Малахов. \\ Отдел писем: а/я 4333, г. Тверь, 170043. Е.Д. Каширский. \\ Справки по тел. в Москве (095) 490-2289, reforma@aha.ru. В.М. Лоцманов.


  1. Рим. 2:14,15; Рим. 1:19,20; Пс. 17:3,4,5; Рим. 1:32; Рим. 2:1.
  2. 1Кор. 1:21; 1Кор 2:13,14.
  3. Евр. 1:1.
  4. Пр. 22:19,20,21; Лк. 1:3,4; Рим. 15:4; Мф 4:4,7,10; Ис. 8:19,20.
  5. 2Тим. 3:15; 2Пет. 1:19.
  6. Евр. 1:1,2.
  7. Лк. 24:27,44; Рим. 3:2; 2Пет. 1:21.
  8. 2Пет. 1:19,21; 2Тим. 3:16; 1Ин. 5:9; 1Фес. 2:13.
  9. 1Тим 3:15.
  10. 1Ин. 2:20,27; Ин. 16:13,14; 1Кор. 2:10,11,12; Ис.59:21.
  11. 2Тим. 3:15,16,17; Гал. 1:8,9; 2Фес. 2:2.
  12. Ин. 6:45; 1Кор. 2:9,10,11,12.
  13. 1Кор. 11:13,14; 1Кор. 14:26,40.
  14. 2Пет. 3:16.
  15. Пс. 118:105,130.
  16. 2Пет. 1:20,21; Деян. 15:15,16.
  17. Мф. 22:29,31; Еф 2:20; Деян. 28:25 (добавлено для ясности; в оригинале отсутствует)
  18. Вт. 6:4; 1Кор. 8:4,6.
  19. 1Фес.1:9; Иер.10:10.
  20. Иов. 11:7,8,9; Иов. 26:14.
  21. Ин.4:24.
  22. 1Тим. 1:17.
  23. Вт. 4:15,16; Ин. 4:24; Лук. 24:39.
  24. Деян. 14:11,15.
  25. Иак. 1:17; Мал. 3:6.
  26. 3Цар. 8:27; Иер. 23:23,24.
  27. Пс. 89:2; 1 Тим. 1:17.
  28. Пс. 144:3.
  29. Быт. 17:1; Отк. 4:8.
  30. Рим. 14:26.
  31. Ис. 6:3; Отк. 4:8.
  32. Пс. 113:11.
  33. Исх. 3:14.
  34. Еф. 1:11.
  35. Пр. 16:4; Рим. 11:36.
  36. 1Ин. 4:8,16.
  37. Исх. 34:6,7.
  38. Евр. 11:6.
  39. Неем. 9:32,33.
  40. Пс. 5:6,7.
  41. Наум. 1:2,3; Исх. 34:7.
  42. Ин. 5:26.
  43. Деян. 7:2.
  44. Пс. 118:68.
  45. 1Тим. 6:15; Рим. 9:5.
  46. Деян 17:24,25.
  47. Иов. 22:2,3.
  48. Рим. 11:36.
  49. Отк. 4:11; 1Тим. 6:15; Дан. 4:22,32.
  50. Евр. 4:13.
  51. Рим. 11:33,34; Пс. 146:5.
  52. Деян. 15:18; Иез. 11:5.
  53. Пс. 144:17; Рим. 7:12.
  54. Отк. 5:12,13,14.
  55. Еф. 1:11; Рим. 11:33; Евр. 6:17; Рим. 9:15,18.
  56. Иак. 1:13,17; 1ИН. 1:5.
  57. Деян. 2:23; Мф. 17:12; Деян. 4:27,28; Ин. 19:11; Пр. 16:33.
  58. Деян. 15:18; 1Цар. 23:11,12; Мф. 11:21,23.
  59. Рим. 9:11,13,16,18.
  60. 1Тим. 5:21; Мф. 25:41.
  61. Рим. 9:22,23; Еф. 1:5,6; Пр. 16:4.
  62. 2Тим. 2:19; Ин. 13:18.
  63. Еф. 1:4,9,11; Рим. 8:30; 2Тим. 1:9; 1Фес. 5:9.
  64. Рим. 9:11,13,16; Еф. 1:4,9.
  65. Еф. 1:6,12.
  66. 1Пет. 1:2;; Еф. 1:4,5; Еф. 2:10; 2Фес. 2:13.
  67. 1Фес. 5:9,10; Тит. 2:14.
  68. Рим 8:30; Еф. 1:5; 2Фес. 2:13.
  69. 1Пет. 1:5.
  70. Ин. 17:9; Рим. 8:28; Ин. 6:64,65; Ин. 10:26; Ин. 8:47; 1Ин. 2:19.

    a      буквально: пройти мимо

  1. Мф. 11:25,26; Рим. 9:17,18,21,22; 2Тим. 2:19,20; Иуд. 4; 1Пет. 2:8.
  2. Рим 9:20; Рим. 11:33; Вт. 29:29.
  3. 2Пет. 1:10.
  4. Еф. 1:6; Рим. 11:33.
  5. Рим. 11:5,6,20; 2Пет. 1:10; Рим. 8:33; Лк. 10:20.
  6. Евр. 1:2; Ин. 1:2,3; Быт. 1:2; Иов. 26:13; Иов. 33:4.
  7. Рим. 1:20; Иер. 10:12; Пс. 103:24; Пс. 32:5,6.
  8. Быт. (вся книга); Евр. 11:3; Кол. 1:16; Деян. 17:24.
  9. Быт. 1:27.
  10. Быт. 2:7; Еккл. 12:7; Лк. 23:43; Мф. 10:28.
  11. Быт. 1:26; Кол. 3:10; Еф. 4:24.
  12. Рим. 2:14,15.
  13. Еккл. 7:29.
  14. Быт. 3:6; Еккл. 7:29.
  15. Быт. 2:17; Быт. 3:8,9,10,11,23.
  16. Быт. 1:26,28.
  17. Тит. 2:14; 1Фес 1:10; Гал. 3:13.
  18. Гал. 1:4; Кол. 1:13; Деян. 26:18; Рим. 6:14.
  19. Рим. 8:28; Пс. 118:71; 1Кор. 15:54-57; Рим. 8:1.
  20. Рим. 5:1,2.
  21. Рим. 8:14,15; 1Ин. 4:18.
  22. Гал. 3:9,14.
  23. Гал. 4:1,2,3,6,7; Гал. 5:1; Деян. 15:10,11.
  24. Евр. 4:14,16; Евр. 10:19-22.
  25. Ин. 7:38,39; 2Кор. 3:13,17,18.
  26. Иак. 4:12; Рим. 14:4.

    b     в (или) в том, что касается [дел]

  1. Деян. 4:19; Деян. 5:29; 1Кор. 7:23; Мф. 23:8,9,10; 2Кор. 1:24; Мф. 15:9.
  2. Кол. 2:20,22,23; Гал. 1:10; Гал. 2:4,5; Гал. 5:1.
  3. Рим. 10:17; Рим. 14:23; Ис. 8:20; Деян. 17:11; Ин. 4:22; Ос. 5:11; Отк. 13:12,16,17; Иер. 8:9.
  4. Гал. 5:13; 1Пет. 2:16; 2Пет. 2:19; Ин. 8:34; Лк. 1:74,75.
  5. Мф. 12:25; 1Пет. 2:13,14,16; Рим. 13:1-8; Евр. 13:17.
  6. Рим. 1:32; 1Кор. 5:1,5,11,13; 2Ин. 10,11; 2Фес. 3:14; 1Тим. 6:3,4,5; Тит. 1:10,11,13; Тит. 3:10; Мф. 18:15,16,17; 1Тим. 1:19,20; Отк. 2:2,14,15,20; Отк. 3:9.
  7. Вт. 13:6-12; Рим. 13:3,4; 2Ин 10,11; Езд. 7:23,25-28; Отк. 17:12,16,17; Неем. 13:15,17,21,22,25,30; 4Цар. 23:5,6,9,20,21; 2Пар. 34:33; 2Пар. 15:12,13,16; Дан. 3:29; 1Тим. 2:2; Ис. 49:23; Зах. 13:2,3.
  8. 1Кор. 11:23-26; 1 Кор. 10:16,17,21; 1Кор. 12:13.
  9. Евр. 9:22,25,26,28.
  10. 1Кор. 11:24,25,26; Мф. 26:26,27.
  11. Евр. 7:23,24,27; Евр. 10:11,12,14,18.
  12. Мф. 26:26,27,28; Мк. 14:22-24; Лк. 22:19,20 вместе с 1Кор. 11:23-26.
  13. Деян. 20:7; 1Кор. 11:20.
  14. 1Кор. 10:6.
  15. Мк. 14:23; 1Кор. 11:25-29.
  16. Мф. 15:9.
  17. Мф. 26:26-28.
  18. 1Кор. 11:26,27,28; Мф. 26:29.
  19. Деян. 3:21 вместе с 1Кор. 11:24-26; Лк. 24:6,39.
  20. 1Кор. 11:28.
  21. 1Кор. 10:16.
  22. 1Кор. 11:27,28,29; 2Кор. 6:14-16.
  23. 1Кор. 5:6,7,13; 2Фес. 3:6,14,15; Мф. 7:6.

 

 

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика