890 просмотров

Почему мы поём?

1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
(Пс.95:1-3)

Итак, почему мы поём? Духовные песнопения это, прежде всего, часть нашего Богослужения. На Богослужении пребывает Триединый Бог, который нам даёт Свои блага, и с Которым мы должны иметь общение.

Через проповедь мы, преимущественно, имеем общение с нашим Богом Отцом, через причастие мы имеем общение с Иисусом Христом, и именно через духовные песнопения мы имеет взаимоотношения с Духом Святым. Конечно же, Триединый Бог пребывает во всем и везде, но Его проявления во всех этих аспектах Богослужения может быть разными.

А какова роль Духа Святого в нашей жизни? Он даёт нам понимание Писания, Он во всей полноте открывает нам Иисуса Христа. Он подводит нас к истинному покаянию. Он открывает в нас Свой плод и дарит нам Свои дары. 

Он даёт нам силу и мотивацию к служению и распространению Евангелия. Он исцеляет наши тела и «сердца». И поэтому , когда мы участвуем в духовном песнопении, мы ярко можем ощущать все эти проявления.

Когда мы думаем о самых запоминающихся моментах в церкви, об ощущении наибольшей близости к Богу, почти всегда это связано с песнопениями.

Многие из нас могут засвидетельствовать, что они получали огромную благодать, слушая или сами участвуя в духовных песнопениях.

Духовные песнопения — это Благая Весть, выраженная посредством слова и музыки, самое чистое и самое эффективное выражение Божьего, и лучший способ задействовать наше сердце и воображение, наше тело и душу.

ПЕНИЕ СОЕДИНЯЕТ НАС С БОГОМ

Люди часто меняют церкви по совершенно удивительным причинам. Одна из причин состоит в том, что члены церкви испытывают голод по Богу.

Если они не чувствуют, что Бог присутствует на Богослужении, то они испытывают чувство неудовлетворенности и ищут Его в другом месте.

Люди хотят испытывать ощущение присутствия Бога, а не просто знать о Его существовании. Причем это не какое-то отклонение. Это извечный вопль человеческого сердца:

 «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Псалом 34:9); «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Псалом 83:3).

Проповеди, конечно же, имеют огромное значение, и они меняют, назидают, вдохновляют и делают многое другое с нами. Но проповеди чаще всего захватывают только ум человека, плохо воздействуя на его сердце.

Поэтому проповеди хоть и имеют главное значение, но являются только частью Богослужения, хотя и основной её частью. Другой важной частью Богослужения являются духовные песнопения.

Ведь в сущности Хвалы и Гимны, это те же самые Слова Господни перенесенные на музыку, имеющие поэтизм и гармонию, которые способны влиять на всего человека, в особенности на его чувства и сердце.

Наши церковные песнопения обладают уникальной способностью утолять человеческий голод по Богу, воздействуя на наши сердца.

Наши сердца вопиют о большем – о Божественной встрече. Мы хотим вступить в Вефиль (дом Божий) и воскликнуть «Истинно Господь присутствует на месте сем!» (Бытие 28:16) – И песнопения дают нам это.

Таинственным образом духовные песнопения соединяют ум и сердце, пробуждая преданность, покаяние, печаль, радость и благоговение. Это и есть чудо в Духе Святом.

И именно духовные песнопения, основанные на слове Божьем, дают нам возможность ощутить нашу веру и выразить преданность наших сердец Богу.

Когда мы поем, мы чувствуем, что Бог присутствует рядом с нами: «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля», (21:4).

В пении мы ощущаем Божье величие, Его силу и великолепие. Хотя то же самое происходит при молитве, при чтении Писания, во время причастия или проповеди, но для большинства людей это происходит благодаря духовным песнопениям.

Как-то однажды я пел хвалу – «Когда Бог Близок», и во время пения этой хвалы во мне переворачивалось все, и я реально ощущал Его близость, благодать, заботу и любовь.

В тот день, через проповедь, я не мог получить эти ощущения, но восхваляя Бога, через  хвалу, я получил огромную благодать. То, что я получил через проповедь, для меня стало живым именно в хвале. Это было похоже на то, как ты поливаешь водой  засохшее растение, которое от этого оживает и становится красивым и благоухает.

Очень часто Божьи слова, посеянные в нас, из-за различных причин, прячутся за нашими засохшими телами, мыслями и сердцами.

Но хвалы, гимны и различные духовные песни, помогают им пробиться наружу и принести свой плод. И это все, конечно, происходит под воздействием Духа Святого.

Мало кто из людей, слушая слово Божие, через проповедь может плакать или тут же каяться, переживать огромные чувства или перемены, а через хвалы многие люди способны пережить этот опыт.

По словам Джорджа Герберта, одного из величайших религиозных поэтов и музыкантов Англии, церковная музыка - это «путь к вратам на Небо». Современные композиторы, церковные лидеры и теологи высказывают схожую мысль.

«Поклонение зиждется на чуде», объясняет Мэтт Редман, который вместе со своей женой Бэт, стал автором ныне популярного современного гимна «Благословенно имя Твое»: «Мы можем ценить по достоинству, восхищаться и, пожалуй, даже обожать что-то без ощущения чуда.

Но мы не можем поклоняться Богу без переживания чуда. Чтобы поклонение было поклонением, оно должно содержать в себе нечто от Бога, нечто не от мира сего .... [Бог] несказанно славен, несравненно велик и непревзойденно могущественен. Он находится за рамками человеческого понимания - вне досягаемости, даже для самых возвышенных и ученых умов.

Неисчерпаемый, неизмеримый и непостижимый - вечный, бессмертный и невидимый».

Христианские песнопения приглашают нас восхититься Божьим присутствием, а не просто думать о Нем. Музыка возводит нас к Божьей несравненной силе, красоте и трансцендентности - к Тому, кто не от мира сего.

Без музыки нам остается лишь вести разговоры. Но проблема заключается в склонности ставить говорящего в положение имеющего власть. На них возлагается большая ответственность, которая может стать причиной опасного самомнения, особенно, когда дело дойдет до ответа перед Всемогущим.

Иное, более смиренное положение духа, возникает при поклонении и пении. Когда мы поем, есть ощущение того, что не мы главные. Нас ведет музыка, по крайней мере, так должно быть.

ПЕНИЕ МЕНЯЕТ НАС

Христианство способно совершенно фундаментально изменять людей, и именно пение дает этому старт.

Как часто мы приходим в церковь несобранными, занятыми своими мыслями, с чувством одиночества; но в пении, окруженные десятками голосов, мы таинственно преображаемся.

В древние времена Августин рассказывает о том, как пение сыграло главную роль в его решении стать учеником. Обращаясь к Богу в своей «Исповеди», великий богослов пишет:

«Сколько плакал я над Твоими гимнами и песнопениями, горячо взволнованный голосами, сладостно звучавшими в Твоей Церкви. Звуки эти вливались в уши мои, истина проникала в сердце мое, я был охвачен благоговением; слезы бежали, и хорошо мне было с ними».

Пение не только меняет каждого из нас в отдельности; оно меняет и общину в целом; оно поистине способно изменить мир. Эли Визель, нобелевский лауреат, переживший Холокост, написал:

«В песне ты взбираешься к высочайшему дворцу. Из этого дворца ты можешь влиять на всю вселенную со всеми ее тюрьмами. Песня - лестница Иакова, забытая на Земле Ангелами. Пойте, и победите смерть; пойте, и разоружите неприятеля».

ПЕНИЕ ВДЫХАЕТ В НАС ВЕРУ

Когда мы верим, мы поем. Но часто действия происходят в обратном порядке: вначале мы поем, а потом верим. Вера не всегда ведет к песне.

Песня ведет к вере. Сколько миллионов детей и взрослых поверили потому, что их научили петь: «О любви Бога к нам». В простом акте песнопения тихо, потаенно, Духом Святым зарождается или возрождается вера.

ПЕНИЕ ОБЪЕДИНЯЕТ РАЗУМ И СЕРДЦЕ, ТЕЛО И ДУШУ.

Хор и группа прославления — это проводники, которые ведут человеческие души к Богу, своим пением, своими телами и жестами, своими эмоциями.

Они, тем самым, создают мост в общении между человеком и Богом. Между его грешной душой и Святым Богом.

ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ ПРИВОДЯТ НАС ТУДА, КУДА НЕ МОЖЕТ ДОБРАТЬСЯ НАШ РАЗУМ.

Тех, кто подозрительно относится к эмоциям, тревожит способность музыки привести нас туда, куда не может добраться разум, однако библейский пример должен успокоить наши страхи.

Тот факт, что Библия содержит сотни текстов песен, причем многие из них по своей природе довольно эмоциональны, говорит нам нечто важное. Возьмите, например, хвалебную песнь Девы Марии (Лк. 1:46-55). Она не просто выражает вероучительные истины (хотя в ней есть и они). Восторг в этой песне бьет через край, ведь Дева осознает, что ей предстоит носить во чреве младенца Христа. Если мы не чувствуем изменений в Марии, неподдельного переживания, удивления и чуда, пульсирующих в ее хвалебных словах, мы глухи к славной музыке текста.

Подобным же образом великие песнопения Ветхого Завета (в особенности Псалмы) выражают сильные эмоции - ликующую радость, подобную радости Марии, но также и глубокую скорбь, острую тревогу, леденящий страх и проблеск надежды.

В Псалмах заключен весь спектр человеческих чувств, и именно поэтому, они нужны нам, как при совместном, так и при личном поклонении. Псалмы позволяют нам, и даже требуют от нас, быть настоящими людьми перед нашими братьями и сестрами и перед Богом.

Они рассеивают наши попытки показать, что у нас «все в порядке». Они выставляют напоказ нашу «лжеобходительность». Они требуют от нас правды - не просто набожных мыслей в голове, но полной убежденности и страстности нашего сердца.

Поистине, если бы все Псалмы (а не несколько любимых) читались в церкви, мы бы предстали более истинной и верной общиной. Пение успешно, потому что требует участие всего человека. Нет другого акта поклонения, который был бы столь же всеобъемлющим и проникновенным.

ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ - СОЕДИНЯЮТ НАС ДРУГ С ДРУГОМ

Пение – одно из главных церковных средств воодушевления и назидания общины. В ночь, когда Иисус был предан, Он пел гимны вместе со Своими последователями (Матф.26:30). И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

После трапезы, как правило, поочередно воспевали благодарственные гимны (Hallel, Пс. 112–117).

ПЕНИЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТ БЛАГУЮ ВЕСТЬ

Песнопения необычны и тем, что благодаря своей непостижимой способности объединить тело, эмоции и разум, они влагают истины веры в наши сердца, а не только в головы.

Славословия, фрагменты гимнов и упоминания о церковном пении постоянно встречаются в письмах Павла. Апостол призывает христиан использовать песнопения для научения, восхваления Бога, ободрения друг друга и благодарения:

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. … К Колоссянам 3:16;

назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших…» (к Ефесянам 5:19)

Кроме того, песнопения духовно помещают нас во все те события, которые происходили с Иисусом Христом.

Через слова и мелодию мы переживаем события, произошедшие при Рождении Иисуса Христа, в Его пребывании в Гефсиманском саду, на Кресте и при Его Воскресении.

Как по-другому прочувствовать то, что чувствовал Иисус Христос, как прочувствовать Его боль, скорбь и переживания?

Только через духовные песнопения посредством Духа Святого. Просто читая об этом, нам очень трудно сопереживать всем страстям Христовым.

Замечено, что с течением времени люди утрачивают способность воспринимать длинные проповеди, но Песнопения, на протяжении тысячелетий, продолжают вдохновлять и наставлять церковь.

БОГ - МУЗЫКАНТ, А ЛЮДИ - ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ.

На Небесах, как мы знаем, будет только хорошее, и что же есть это хорошее?

Во-первых, там уже не будет пасторов, там не будет ни пресвитеров, ни дьяконов. Кто же там будет, и что же мы там будем делать?

Мы будем там петь новую песнь. Пение и хвала – это все, что останется. Но и здесь на земле мы, через духовные песнопения, уже можем соприкоснуться с частичкой Небес и встретиться с нашим Триединым Богом. 

Так что пойте от сердца! Хвалите Его Святое Имя, и будьте музыкальными инструментами, на которых Бог играет Свою удивительную музыку.  Августин пишет:

«Мы не должны умалчивать о таинственном значении «тимпана и гуслей». На тимпане растянута кожа, а на струнном инструменте растянуты высушенные кишки животных. Так что на обоих инструментах «распята» плоть.

Человек, сказавший: «для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14), должно быть, умел воспевать хвалу на этом «тимпане и гуслях»! А Возлюбивший «песнь новую» хочет, чтобы ты был этими гуслями, этим тимпаном.

Он дает тебе Свое наставление, когда говорит: «Кто хочет быть Мне учеником, отвергнись себя и возьми свой крест, следуй за Мной». Августин выстраивает трогательную и, как мы увидим, духовно сложную аналогию.

Согласно Августину и ранней Церкви, в эпоху Нового Завета люди являют собой инструменты, на которых Бог играет Свою удивительную музыку. Люди Божьи уже не играют на тимпанах и гуслях; скорее, они сами становятся Божьими музыкальными инструментами.

Потрясающая мысль. По мысли Августина Бог - музыкант, а люди - Его инструменты. Никакой тимпан и никакие гусли не играют сами по себе. Это пустые, безжизненные вещи, пока их не возьмет музыкант. Мы тоже пустые и безжизненные инструменты, пока Бог не вдохнет в нас Своего Духа и не даст нам песню (К Ефесянам 5:18-19; к Колоссянам 3:16).

Августин продолжает развивать эту мысль:

«Да будут они (последователи Христа) растянуты на древе (креста), и да иссохнут в них все плотские желания. Струны или сухожилия звучат тем звонче, чем более они растянуты. А что говорит апостол Павел о том, как достичь более звонкого и ясного звучания своих гуслей? «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания» (Фил. 3:13-14). Итак, он (Павел) простирается вперед; Христос коснулся его, и сладость истины подала голос».

Августин высказывает ошеломляющую мысль: Христос, главный музыкант, «играет» на страждущем последователе Иисуса, словно на инструменте. Наши страдания явлены в том, как Он растягивает нас. Павел - Его главный пример. Бог касается человеческой лиры (апостола), и тот источает священную музыку («Христос коснулся его, и сладость истины подала голос»).

Бог, Великий Музыкант, поступает так же со всеми, кто покоряется Ему. Бог хочет создать «новую песню», и эта новая песнь играется посредством человеческого тела и сердца. Мы становимся растянутой кожей (как у ветхозаветных тимпанов и гуслей), которая разносит вокруг похвалы Богу.

Подобная аналогия непроста, ибо предполагает, что музыка, которую хочет Бог, дорогого стоит. Подобно другим духовным дисциплинам, воспевание в наших сердцах включает в себя самоотречение и страдание.

Это - жертва, которая, по определению, тяжела. Если мы покоримся Его болезненному растягиванию, Бог произведет через нас исключительно сладостную мелодию - но это будет чего-то стоить. Это - священная песнь, наполняющая все сферы: «Во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (К Колоссянам 3:16). «Поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (К Ефесянам 5:19).

Образ пения смиряет. Во главе не мы, а Бог. Великая музыка - не наше достижение, а Божье. (Она проистекает от Его Духа, обитающего внутри). Инструменты не играют сами по себе; на них играет музыкант. Если мы - инструменты - расстроены, сломаны или сопротивляемся игре, музыка не зазвучит легко и просто. Вместо того, чтобы судить, как звучат другие, мы должны уделять главное внимание подготовке своего собственного инструмента - наших сердец - для славной Божьей музыки.

Господь, Тебя душа зовет:

Пусть Твоя милость снизойдет.

Наполни радостью сердца,

Хвалой Твоею без конца.

Материал для проповеди частично взят из статьи Дэррил Типпенс  - "Почему мы поём".

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика