Воскресное Богослужение - Воскресенье: 10:45

ТЕЛЕФОН: +7 (727) 262 15 64

339 просмотров

Псалмы плача – реальность нашего современного мира

Лет шесть тому назад в пожаре, вспыхнувшем в одном из отелей Манилы, погибли более семидесяти человек и более ста пострадали.  Случилось так, что большинство погибших были пасторы и их жены, так как там проходила христианская конференция. Узнав о случившемся, один пастор позвонил одному из организаторов конференции — пастору — и расспросил его о подробностях. Тот пастор сокрушался, но сокрушался о том, что «они [в смысле те, кто остался жив] ведут себя прямо как неверующие, плача и горюя, как будто у них нет Бога».

Это — показательный ответ! Христианство превратилось в сухую, чёрствую религию или, точнее будет сказать, стало выступать против проявления любых негативных эмоций.

Теперь считается, что христианин не должен гневаться и падать духом никогда, даже в самых сложных обстоятельствах, включая смерть любимого человека. «Господь дал, Господь взял», — говорим мы. Это все - влияние западной позитивной психологии успеха и менеджмента.

Хвала — вот единственно верная реакция: в радости и в печали, в свете дня и во тьме кромешной. Нет месту плача! А потому мы должны славить Господа всегда, в любых обстоятельствах.

Но изучая многие библейские отрывки и, в особенности,псалмы плача, мы можем увидеть, что и плачу есть место в жизни каждого христианина, который часто заканчивается хвалой, но не всегда. И даже радость не всегда приводит к хвале, но бывает и к разочарованию.

Сначала отметим три особенности псалмов-плачей, которые также имеют отношение и ко всем псалмам. Любой псалом — это поэзия, богословие и молитва.

Как поэтическое произведение, псалмы-плачи передают переживания (эмо­ции). «Поэзию» «заботит, в первую очередь, пере­дача жизненного опыта.

Не красота слога, не философская истина, не убе­дительность слова, а пережитый опыт.

Потому псалмы-плачи изначально задумывались не как проповеди, а как слепок со страданий, пережитых псал­мопевцем.

В псалмах-плачах нам представлены разные картины страданий. И сквозь эти образы псалмопевцы доносят до нас свое видение Бога, расска­зывают о трудностях веры в реалиях жизни.

Как и поэзия в целом, псалмы - плачи помогают нам «почувствовать и сопереживать конкретной жизненной ситуации».  В каждом псалме плача есть - Динамика развития, в частности, в виде перемены настроения.

Читатель псалма преодолевает вместе с автором тот же эмоцио­нальный путь, переходя от разочарования к надежде или наоборот от надежды к сомнению и разочарованию.

  1. От плача к хвале. Эта «эмоциональная инверсия», чаще называемая в критике формой «внезап­ной перемены настроения», есть характерная особенность псалмов-плачей.

Классический пример такого перехода находим в Псалме 12. Псалом начинается с плача: "Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?

Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]?

Доколе врагу моему возноситься надо мною?" (ст. 2-3)

Но к концу псалмопевец уже выражает доверие Господу и обещает хвалить Его:

 "Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня." (ст. 5-6)

 Мы видим, даже в плачах хвала остается центральной темой. Как указывает динамика псалмов-плачей, хвала занимает важное место в переживаниях страдальцев.

  1. Таким образом, церковь, привыкшая к хвале, не должна бояться плачей, ибо в любом плаче есть место и хвале.

Помимо перехода от плача к хвале, можно встретить чередование этих эле­ментов. Такое чередование мы встречаем, по крайней мере, в четырех псалмах:  30, 34, 58 и 70. Псалом 30. Начинается он с плача: / переход от плача к хвале / воз­вращается к плачу.

 Кратко рассмотрим Псалом 30. Начинается он с плача:

"На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня.

Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня..."  (ст. 2-3)

 В стихах 7-8 происходит переход от плача к хвале:

"Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей и не предал меня в руки врага..."

Доселе этот псалом напоминает типичный псалом-плач, подобно Псалму 13. Но псалом продолжается, и уже в следующем стихе псалмопевец вновь воз­вращается к плачу. Сразу за свидетельством об избавлении следует моление о милости:

"Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое... "(ст. 9)

 Если ранее псалмопевец заявлял о том, что Господь «призрел на бедствие его» (ст. 7), здесь он вопиет к Господу, «ибо ему тесно» (ст. 9). Кроме того, в стихе 8 псалмопевец уже засвидетельствовал, что Господь «не предал его в руки врага». Однако через несколько стихов мы слышим, как он вновь просит Господа: «Избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих» (ст. 15).

 Затем вновь, подобно маятнику, псалом возвращается к хвале:

"Как много у Тебя благ...

Благословен Господь,

что явил мне дивную милость Свою..." (ст. 19-21)

Плач, даже после перехода к хвале, может вернуться к плачу и даже остановиться на этом.

  1. Обратное движение от хвалы к плачу

 Возвращение к плачу после хвалы еще более усиливается обратным движе­нием от хвалы к плачу в Псалме 9.

  1. Мы должны стремиться «возвещать всю волю Божью», а не часть ее, независимо от того, насколько преобладающей оказывается эта часть, как, например, в случае перехода от плача к хвале.

Как отмечает Н.Т. Райт: «Псалмы соединяют воедино то, что кажется нам приходящим в Божье присутствие, диаметральными противоположностями.

В них нежная близость - резко сменяется страхом близкого осуждения,  а затем столь же резко возвращается обратно.

Острые злые вопросы сталкиваются с простым и спокойным доверием. Они охватывают весь спектр человеческих эмоций: от молчаливого размышления до яростных выкриков, от плача и мрачной безысходности до торжественного и праведного ликования.

В последовательном чтении псалмов присутствует мудрый и здоровый баланс между велеречивой торжественностью (как в Псалме 135)... и чувством страшного опустошения (как в Псалме 136)».

Какое же Богословие несут псалмы плача? Поговорим об этом.

 

  1. Движение от плача к хвале: Бог отвечает на молитвы и избавляет

Как было отмечено ранее, движение от плача к хвале свидетельствует о том, что Бог отвечает на молитвы верующих. Это движение подтверждает опыт, известный всем людям Божьим, которые нашли избавление в Боге в дни стра­даний и тревог.

Это движение важно для всех, кто оказался в ловушке обстоя­тельств, желая забиться в самый дальний угол и не выходить оттуда. Оно ука­зывает путь продвижения вперед, туда, где заканчиваются страдания, путь к исцелению и восстановлению сил.

  1. Чередование плача и хвалы: восстановление — это долгий процесс

Чередование же плача и хвалы напоминает нам о том, что путь к восстанов­лению сил может длиться долго. Восстановление предполагает процесс, ко­торый нельзя ускорить. У одних это занимает недели, у других — месяцы и даже годы.

Порой решение проблем вообще невозможно по эту сторону вечности.

К сожалению, процессы нам не по душе. Нам нравится думать, что все наши проблемы решатся быстро, прямо сейчас. Это в особенности ка­сается тех, кто придерживается однобокого взгляда на христианскую жизнь, подчеркивая только ее победную сторону.

Таким людям проще жить, отрицая неуда­чи, жить с иллюзией вечного благополучия и даже совершенства. Но челове­ческая жизнь во многом это - процесс.

Более того, смертному и грешному человеку свойственно быть незаконченным, незавершенным, несовершенным.

Мы мо­лим о помощи и получаем ее. Но проходит немного времени, и мы вновь ока­зываемся на коленях, моля Бога о милости и спасении.

И исцеление приходит к нам, только благодаря нашей способности держаться за благодать, вопреки нашему несовершенству.

Как заявляет Кальвин: «Будучи существами столь нестабильными, столь уязвимыми, ввиду тысяч различных влияний, мы все время нуждаемся в поддержке и ободрении».

Жизнь веры характеризуется не только уверенностью, но и сомнением.

Христианин - это не сверхчеловек и не супергерой из комиксов, а личность, которая находится в постоянном процессе преобразования, от славы к Славе, и от силы к Силе! 

  1. Обратное движение от хвалы к плачу: вера не дает всех ответов

Обратное движение от хвалы к плачу представляет сложную проблему: оказывается, не всякий путь завершается хвалой. Только смелый человек может признать, что жизнь не всегда дает нам то, чего мы ищем.

Бывают дни, когда мы желаем одного, а получаем прямо противоположное. Ухудшение здо­ровья, вместо исцеления. Финансовый крах, вместо возмещения убытков. По­ражение вместо победы.

Как пишет 11 глава Послания к Евреям о мужах веры, из которых спасены были многие, но не все. Некоторые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:37).

Всё это — мужи веры, которые так и не дождались в своей жизни исполнения слов псалмопевца: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Поэтому нельзя смотреть однобоко на все.

Погибавшие в отеле Манилы, взывали к Богу о спасении и избавлении, как только могли. Но никто не пришел на помощь. Вместо спасения и избавления они получили разрушение, хаос и потери, а ожидаемая радость хвалы так и не последовала по эту сторону вечности.

Как же нам воспринимать подобные случаи?

Псалмы-плачи, содержащие возврат от хвалы к плачу, учат нас тому, что верующему человеку вполне позволительно горевать, сокрушаться и скор­беть, если он не видит действий Бога.

Движение от хвалы к плачу отражает понимание жизни, в которой и веру­ющий человек может столкнуться со сложностями — важной составляющей жизни, которую нужно признавать.

Нужно быть осторожным и не пытаться навязывать богословие избавления во все жизненные ситуации.

Противостоя неопределенности, потери и поражению, движение от хва­лы к плачу указывает на всемогущего Бога, чье правление охватывает все сто­роны жизни, включая опыт трагических событий. И отчего это все, частоостается большим вопросом для многих.

Важное послание плачей заключается в том, что и этот опыт, даже при отсутствии ответа на молит­вы, ведет к Богу.

Не все псалмы излучают радость, а некоторые даже намеренно печальные. Они пытаются наполнить смыслом страдания и поражения.

Они просят Бога о помощи и не получают ее. Мольбы без надежды выразительно свидетельствует о том, что Бог при­нимает и борьбу человека.

И они показывают, что борение с Богом имеет смысл, даже если найти ответ не удается. 

  1. Возвращение к плачу после хвалы

Возвращение к плачу после хвалы, показывает, что элемент неопределенно­сти остается, даже после того, как мы получили ответ на наши молитвы и избавились от горя.

Воз­вращение к плачу указывает на Бога, который остается непостижимым, та­инственным даже после получения откровений. Мы стоим перед этим Богом смиренные, осознающие свою ограниченность перед лицом Его безгранич­ной мудрости и силы.

  1. Отсутствие движения: идея Псалма 87

Есть еще одна группа псалмов, схожая по содержанию с псалмами-плачами с обратным движением. Но, в отличие от последних, в них вообще отсутствует какое-либо движение.

В этом псалме время останавливается, движения прекра­щаются, а внимание направляется на сам плач. В псалме, действительно, не видно движений, нет даже прямого обращения к Богу или мольбы.

Вместо этого, псалом от начала до конца анализирует («перемалывает») плач во всей его глубине. Такие псалмы важны «именно потому, что они не несут в себе никакого разрешения проблемы.

Они оставляют нас в подвешенном состоянии, болтающимися над бездной неразрешенности, без какого-либо ясного намека на избавление."

Это — важное произведение, которое следует иметь в репертуаре, именно потому, что оно точно рисует нашу жизнь. Вера не всегда предлагает выход из ситуации. 

  • Дорогие мои братья и сестры: псалмы плача, в особенности те внезапные переходы, от плача к хвале и назад к плачу. Также наоборот от хвалы к плачу, или просто плач, без какой-либо динамики, очень хорошо характеризуют нашу с вами жизнь и жизнь людей вокруг нас.

Не нужно далеко ходить, чтобы увидеть картину разоренного мира. В на­шем ближайшем окружении живут страдающие и бедствующие люди. К сожалению, мы часто не обращаем на них внимание до тех пор, пока сами не окажемся в их ситуации.

Часто в церквах поются победные хвалы, особенно западные, которые не вписываются в контекст страдающего человека. Особенно на бедных континентах: (Африка, Азия, Китай)

Ведь множество гимнов, которые мы с вами поём, возникли именно по причине страданий, исканий, различных потерь и сокрушений человека. И они также - дар нам от Бога, хотя большинство христиан, особенного молодого поколения, игнорируют их.

Сам Иисус молился псалмами-плачами. Во время распятия он цитиро­вал Псалом 30:6: «В руки Твои предаю дух Мой» (Луки 23:46). Иисус также процитировал слова из Псалма 21:2 — «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Все это говорит о том, что Иисус, проходя через страдания, молился словами псалмов.

И в жизни Христа было место плачу, как за жизнь людей, так и за Свою жизнь. Молясь псалмами плача, Иисус показывал, что и им есть место в жизни Его последователей, это есть путь к сердцу Бога, где мы находим высший смысл наших страданий и Божье утешение.

Проходя через плач, мы вместе с Христом берем на себя страдания разбитого и сломленного мира и можем быть эффективными слугами Христа по исцелению душ человеческих.

Одним воскресным утром, сразу после окончания воскресного богослужения, когда пришедшие уже начали покидать здание церкви, одна из прихожанок, мать, подошла к пастору поделившись своим горем.  

Это не было типичным сви­детельством типа «У меня была проблема, но теперь по благодати Божьей у меня все в порядке». Она рассказывала о своих неудачах и падениях.  

Эта жен­щина находилась в серьезной беде и теперь изливала свое сердце. Многие прихожане вернулись на свои места и слушали, плач этой бедной матери. Пастор позволил ей высказать все, что было у нее на сердце.  

После этого, он вышел вперед, положил руку ей на плечо и стал вместе с общиной молиться - молит­вой-плачем. Молитва не завершилась на позитивной ноте.  

Нет, то был плач, подобный плачам Ветхого Завета, которые начинаются хвалой, но заверша­ются плачем. Открыв глаза, он увидел, что на лицах прихожан так­же были слезы.  

Но он испытывал чувство свободы, мир, идущий из сер­дца, после того, как они присоединились к плачу этой женщины.  Увидев, что не всякая молитва должна завершаться позитивным, победным аккордом, люди пережили настоящий опыт внутреннего освобождения.

Оказалось, что в жизни есть место и безответным страданиям. И это тоже опыт от Бога. Плач — это тоже христианский опыт, как и хвала, радость и освобождение. 

Но это все по эту сторону вечности, а по ту сторону Вечности нас ждёт ОСВОБОЖДЕНИЕ!

"3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. 4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло." Откр.21:3,4.

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика